Connect with us

Петербург

Нацпроекты как средство обеспечения экономического прорыва России

Месяц назад из стен Госдумы прозвучала самая серьёзная критика исполнения национальных проектов. Депутаты обсуждали поправки в бюджет текущего года и раскритиковали правительство за несогласованность инициатив со стороны министерств и региональных властей, а также общую низкую эффективность предпринимаемых мер и шагов. И есть что критиковать: на конец мая более половины нацпроектов были финансово исполнены менее чем на 20% от годовых лимитов.

Но за базу необходимо принимать некоторую поверхность суждений депутатов, в большинстве своём не являющихся экспертами в тонких экономических материях. Ну и, конечно, необходимо разделить оценку исполнения нацпроектов в текущем году и на более отдалённую перспективу. И дело в том, что пока идёт работа с регионами — уж слишком они разные, с разными проектами и стартовыми позициями. И такая работа будет идти ещё два года. Да и бюджет на 2020 год ещё оформлен должным образом. Поэтому депутатам возражения стоило бы приберечь на будущее, а сейчас — сконцентрироваться на ситуации, складывающейся к середине текущего года.

А ситуация следующая: на конец II квартала из 1,72 триллиона рублей, которые в текущем году должны быть направлены на финансирование национальных проектов, лимиты бюджетных обязательств доведены на 95,8% — отличный результат. При этом распределение затрат выполнено и с хорошим качеством: среднее за последние пять лет отклонение совокупных расходов федерального бюджета от плановых значений составляло 2,84%.

60532345_1037374963129666_2651748014397325312_o

Безусловно, есть и «узкие» места. К примеру, «Экология» и нацпрограмма «Цифровая экономика» исполнены на 79,1 и 63% соответственно. Но и тут проблемы сказаны с внесением изменений в сводные бюджетные росписи в текущем году, т.е. с тем, что по данным направлениям объёмы выделяемых средств были увеличены в течение отчётного периода и их только надлежит согласовать с исполнителями. Но важно учесть, что оба проекта получат от общего объёма средства всего 9,6%, а потому особой «погоды» не делают.

А вот что по-настоящему важно, так это кассовое исполнение финансирование нацпроект. То есть не просто виртуальные деньги, списанные с одного счёта и записанные на другой, а реальные деньги, направленные на конкретные проекты. Да, есть некоторое отставание от уточнённой росписи — за первое полугодие финансирование составило 30,9 от плана в 41,7%. Однако обусловлено отчасти тем, что ряд нацпроектов предполагает массированные вложения в объекты инфраструктуры и сложные строительные работы, которые в России традиционно авансируются лишь на незначительные суммы, тогда как львиная доля средств выделяется по итогу сдачи объектов к концу календарного года. К примеру, проекты по безопасным и качественным дорогам и экологии профинансированы на 9,2 и 11% от плана. Другие проекты — тот же проект «Цифровая экономика» — пока находятся в зачаточном состоянии, а потому профинансированы на совсем незначительные объёмы.

Следует отметить, что есть проекты-лидеры. Здесь всё хорошо: и кассовое исполнение не страдает, и работа по конкретным направлениям движется ритмично, и подвижки в изменении реальной жизни россиян имеется. Речь идёт о проектах, курируемых министерством финансов и вице-премьером Антоном Силуановым. На его плечах лежит повышение производительности труда, рост малого и среднего предпринимательства и доступ на зарубежные рынки. Кассовое исполнение обеспечения проекта по малому и среднему бизнесу составило 33,1% от годового плана, проекта по международному сотрудничеству — на 35%, в том числе программы по стимулированию агропромышленного экспорта — на 44,1%, а базовая же программа проекта по повышению производительности труда — проект «Системные меры по повышению производительности труда» по состоянию на конец июня был профинансирован на 74,9% от годового лимита.

hammer-1629587_960_720Вообще, для национальных проектов, которые существенным образом изменят облик России к 2024 году, текущий год является стартовым. Начало финансирования: объём финансирования по каналам федерального бюджета пока составляет 12,9% от шестилетнего плана. В то время как инвестиции из региональных бюджетов, на которые изначально должно было приходиться до 19% общей суммы, пока приходят в мизерных объёмах, а поступления из внебюджетных источников (29,2%) попросту отсутствуют.

Безусловно, из-за по-настоящему грандиозных задач пока национальные проекты выглядят несколько разрозненным набором программ. Во-первых, потому что часть программ — прежде всего здравоохранения, образования, науки и культуры — идёт по накатанной колее, дополняют хорошо известные и организованные направления, которые федеральные власти двигают последнее десятилетие. Во-вторых, многие министерства и другие структуры уже имеют хорошо известный круг подрядчиков и отлаженные механизмы работы с ними. Но есть совершенно новые направления, где и подрядчиков ещё предстоит найти, и механизмы эффективной работы выстраивать. К таким проектах относятся экология, программа по дорожному строительству и план модернизации магистральной инфраструктуры: в этих секторах за последние двадцать лет были достигнуты, скажем так, более чем скромные успехи.

Здесь есть что строить и модернизировать: среда обитания стремительно деградирует, автомобильная дорога между Петербургом и Москвой не закончена до сих пор, планы железнодорожных высокоскоростных магистралей почти похоронены, технологии утилизации мусора не усовершенствовались ни на йоту.

Доктор экономических наук, директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев в колонке для «МК» довольно подробно рассказал о том, как двигается реализация нацпроектов, и насколько важными они является для будущего страны. «Сегодня основной проблемой является, на мой взгляд, не выделение средств (можно вспомнить, как дорожали все важнейшие программы развития инфраструктуры, но при этом их финансирование не прерывалось), а организационная и технологическая способность реализовать те или иные планы. Собственно, именно это и следует из отчётности по финансированию национальных проектов: самыми сложными оказываются моменты по согласованию их реализации с региональными властями, а также нахождение подрядчиков для исполнения», — говорит эксперт, добавляя, что из непринятых бюджетных обязательств в целом по этому году 36% обусловлено отсутствием госконтрактов на поставку товаров и услуг, 34% — неопределёнными субподрядчиками и 7% — неготовностью соглашений с властями субъектов Федерации.

Ну и, конечно, необходимо держать в уме, что просто выделить деньги на какой-то проект — недостаточное условие для его исполнения. Важен контроль их расходования и постоянная коррекция. Как видно, у некоторых министров — того же Силуанова — это получается, а у других — пока нет. Задачи перед Минфином по контролю за реализацией нацпроектов являются довольно непростыми, но от того и столь значимые.

Кликнуть для комментирования

Оставить реплику

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лента новостей

Криминал

В Петербурге таджика привлекли к ответственности за оправдание терроризма

В Санкт-Петербурге следствие предъявило обвинение гражданину Таджикистана в публичном оправдании терроризма в связи с террористическим актом в концертном зале «Крокус»....

Криминал

Делегация Калининградской области посетила Псковскую область

Делегация Калининградской области посетила Псковскую область: в течение трех дней, с 25 по 27 марта, для председателей территориального общественного самоуправления...

Криминал

В Петербурге приезжий из Белоруссии посадил дочь на цепь

В Санкт-Петербурге в квартире отец приковал к цепи 12-летнюю дочь и жестоко избивал её, лишал пищи. После госпитализации после очередного...

Экономика

Резервуарные парки «Транснефть – Балтики» будет защищать новейшая пожарная техника

ООО «Транснефть – Балтика» закупило пожарные автопеноподъемники ППП-32 нового образца, отличающиеся увеличенным расходом подачи огнетушащих средств и повышенной маневренностью. По...

Рейтинг@Mail.ru