Connect with us

Петербург

Война за золото: перипетии корпоративного конфликта за Итакинское месторождение

Итакинское месторождение золота — довольно крупное. А там, где речь идёт о больших деньгах, бизнес всегда сопровождают скандалы и недомолвки. Так получилось и здесь. Но стороны пошли вполне цивилизованным путём — через суды. О перипетиях корпоративного конфликта, суть которого сводится к тому, кто же будет управлять выгодным активом, очень подробно рассказала «Лента.ру».

currency-3088142_1280

Несколько лет назад в Забайкальском крае бизнесмен Виктор Литуев приобрёл лицензию на Итакинское месторождение золота. Разведанные запасы месторождения — порядка 62 тонн, а стоимость актива — порядка 100 миллионов долларов. Для разработки месторождения потребовались деньги и Литуев решил пойти по инвестиционному пути — договорился с владельцем группы компаний «Мангазея» Сергеем Янчуковым с тем, чтобы вместе работать на «Итаке». Дело пошло.

Уговор был таков, что лицензия на месторождение была выведена в отдельную компанию, а Янчуков должен был внести 20 миллионов долларов в совместное предприятие. На выходе получалось готовое юридическое лицо с оформленной на него лицензией.

Это потом, когда конфликт между Литуев и Янчуковым разгорелся и достиг апогея, в прессу полетели многочисленные сообщения о том, что якобы Литуева спасли от банкротства, создав с ним совместный бизнес. Сам Литуев это категорически отрицает, поскольку в совместном предприятии бизнесмен получил 50%, а ООО «Альянс», представлявшее интересы господина Янчукова — остальные 50%. А потом выяснилось, что это юридическое лицо находится в залоге у одного из банков. Да и деньги вносить хозяин «Мангазеи» отказался. Поскольку именно такое обязательство и было фактически предметом сделки, то бизнесмен Литуев инициировал разрыв договора.

В свою очередь господин Янчуков в интервью «Чите.ру» заявил, что «человек пожадничал и передумал продавать актив за те деньги, о которых мы договаривались». По его словам, это Литуев инициировал свои требования в виде уплаты неустойки и возмещения убытков. «Получив отказ, господин Литуев уклонился от исполнения своих обязательств».

Словом, настоящий корпоративный конфликт: стороны утверждают прямо противоположное друг другу. При том, что к тому моменту операционный контроль над Итакинской золоторудной компанией, на которую и была оформлена лицензия, осуществлял менеджмент Сергея Янчукова — по договоренности с Виктором Литуевым. Также представители Янчукова уже контролировали финансовые вопросы и в Ксеньевском прииске, которым также владел Виктор Литуев.

Ничего не оставалось как перенести свои претензии в залы Арбитражного суда. Так, в апреле текущего года 9-й Арбитражный апелляционный суд встал на сторону Литуева, обязав его бывшего партнёра вернуть лицензию на Итакинское месторождение золота, а также выплатить неустойку почти в полмиллиарда рублей.

Казалось бы, суд определился со своей позицией, и сторона Янчукова решила идти в кассационную инстанцию, но в деле случился неожиданный поворот: за 4 дня до заседания кассационной инстанции правоохранительные органы задержали сына Виктора Литуева — Егора, занимавшего должность генерального директора Ксеньевского прииска. Его обвинили по двум статьям УК — 160 и 260. Первая означает присвоение и растрату, а вторая — незаконную вырубку леса. Бизнесмен Литуев решил, что не может быть совпадений, когда в самый острый момент корпоративного конфликта задерживается его сын, как он считает под надуманными предлогами. Тем не менее, Егора Литуева самолетом доставили в Читу, а затем и дальше — в Могочу. И уже вскоре районный суд Могочи избрал меру пресечения в виде содержания под стражей, а Забайкальский краевой суд это решение подтвердил и отправил его под арест на два месяца.

Эмоций бизнесмен не скрывал и в интервью «Ленте.ру» заявил, что его сына сделали заложником. Так это или нет, но следственные органы считают, что Егор Литуев вывел 125 миллионов рублей через компанию ИП «Крестьянинов» — во столько обошлись некие сервисные услуги. А поскольку, говорит Литуев-старший, договор этот относился к 2014 году, то его оппонент по суду знал о нём: да и не мог не знать, ведь плоды этого договора изменили схему работы всего предприятия: высокоэффективная схема работы с подрядчиками сократила издержки и повысила доходность. Оптимизация работы происходила не одномоментно, а поэтапно, в течение трех лет.

Стоит добавить важный момент: господин Литуев утверждает, что ещё за год до этого договорился с господином Янчуковым о том, что тот не будет претендовать на доходы, полученные от прииска.

О том, кто именно подал заявление о хищениях достоверно не известно — в прессе версии разнятся: от самого Янчукова до его сотрудников. Но суть этих претензий проста: предприятию был нанесён ущерб. Но доводы эти разбиваются о сухие факты. Во-первых, 25 декабря 2014 года между «Ксеньевским прииском» и «М7», учредителями которых выступают Литуев и Янчуков, был заключён договор займа, согласно которому компания Янчукова предоставляла кредит, а взамен получала финансового контролёра в Ксеньевском прииске. Литуев утверждает, что все свои обязательства по договору выполнил: вначале на работу в «Ксеньевский прииск» в качестве финансового контролера была принята Ирина Шахалиева. По требованию заимодавца, конечно же, что и было обозначено в договоре. А затем финансовым контролером «Ксеньевского» стала сотрудник ГК «Мангазея» Людмила Арутюнян.

То есть, утверждает Литуев, что-либо вывести из предприятия без ведома «смотрящих» было попросту невозможно. Все платежи, отмечает бизнесмен, согласовывались с госпожой Арутюнян. Таким образом господин Янчуков не мог не знать о финансовом состоянии прииска, о платежах и его контрагентах. И вряд ли не знал о сотрудничестве с ИП «Крестьянинов», которое, разумеется, оплачивалось. Как не знать, если в офисе прииска работал его же финансовый контролер.

Госпоже Арутюнян даже доверили право подписи финансовых документов — это отражено в соответствующем приказе генерального директора прииска. Одновременно господин Янчуков находился в совете директоров прииска и утверждал в том числе и годовой отчёт компании. В том числе и за 2017 год, когда работа с тем же ИП «Крестьянинов» уже была в разгаре.

Что до незаконной вырубки леса, то и тут объясняет Литуев, сам прииск никаких работ не ведёт — это возложено на подрядчиков. Что является обычной практикой для золотодобывающих компаний. Однако ясно одно: никто до сих пор не доказал, что компания «Ксеньевский прииск» вела работы по вырубке леса. А между тем Егор Литуев два месяца провел в Читинском СИЗО. В августе его освободили, не наложив никаких ограничений на передвижения, что бывает довольно редко. Однако пока он находился в застенках произошла попытка смены генерального директора на прииске. На место Литуева-младшего назначили Алексея Кравченко — до этого занимавшего довольно высокий пост в полиции Забайкалья. Правда, попасть в стены администрации прииска ему не удалось — несмотря на «решение акционера» охрана его попросту не пустила. Препятствием для смены генерального директора стала позиция ФНС, отказавшаяся вносить изменения в ЕГРЮЛ, без чего вести деятельность новый директор попросту не мог. Удивительно, но спустя несколько часов после этого Кравченко скоропостижно скончался от естественных причин.

Бизнесмен Литуев наслушался за эти месяцы довольно много обвинений. Но все они разбиваются о факты, которые он приводит. Для начала золотодобывающую компанию обвинили в том, что она работает подрядным методом, но для несведущих в бизнесе лиц это кажется ненормальных, хотя практически все золотодобывающие компании работают так: у них на руках лицензия, а отдельные работы ведут подрядчики, имеющие специалистов и технику. «Одним из главных требований к подрядным структурам является их регистрационная привязка. То есть любая организация, с которой мы сотрудничаем, должна быть зарегистрирована в нашем регионе, чтобы налоги оставались в Забайкалье», — рассказал главный инженер прииска Павел Томко.

Стоит добавить, отчётность Ксеньевского прииска свидетельствует о том, что средняя зарплата в 2018 году здесь составила 76 тысяч рублей, что почти в два раза выше, чем в среднем по краю. Неслучайно работники предприятия направили в органы власти коллективное письмо в защиту Егора Литуева, когда он находился в СИЗО.

Виктор Литуев отмечает, что компания занимается не только бизнесом, но и социальными проектами. В частности, за два года прииск направил на благотворительность 35,5 миллиона рублей, оказывая помощь в том числе Фонду развития Забайкалья, совету ветеранов, администрациям Могочинского района и ПГТ Ксеньевска, Богоявленскому женскому монастырю, православному храму преподобного Серафима Саровского и просто нуждающимся людям.

Ну и главное, на Ксеньевском прииске в 2018 году добыли 1,3 тонны золота. Лакомый актив, за которым наверняка продолжится охота.

Кликнуть для комментирования

Оставить реплику

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лента новостей

Культура

Yappy Music проводит кастинг исполнителей для фестиваля «Дикая Мята»

Приложение вертикальных видео Yappy, входящее в «Газпром-Медиа Холдинг», станет площадкой для поиска исполнителей на крупнейший музыкальный фестиваль «Дикая Мята». Yappy...

Экономика

Как поучаствовать в продаже иностранных ценных бумаг по указу №844

Указ Президента РФ №844 предоставляет инвесторам возможность продать заблокированные ценные бумаги. Максимальная сумма продажи для одного инвестора составляет до 100...

Петербург

В Петербурге прошел конкурс военных поваров-росгвардейцев

В Санкт-Петербурге прошел конкурс военных поваров Северо-Западного округа Росгвардии. В финале участвовали команды воинских частей из Ленинградской области, Калининграда, Мурманска...

Ленобласть

Лидер социалистов вступился за Ладожское озеро

В Москве лидер партии «Справедливая Россия — За правду», Сергей Миронов направил запрос прокурору Ленинградской области о проверке законности строительства...

Рейтинг@Mail.ru