Свяжитесь с нами

Директор Государственного литературного музея раскритиковал ФГОС Ольги Васильевой

Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) стали притчей во языцех: их ещё не внедрили, но против них единодушно выступило практически всё профессиональное сообщество.

Сотни учителей литературы, академики, ректоры ведущих вузов, помощник президента Андрей Фурсенко и вдова Александра Солженицына — вот лишь краткий список тех, кто прочёл стандарт, удивился, а затем выступил против документа, идеей которого становится не результат, а процесс. Когда школьнику важнее будет зазубрить информацию, нежели разобраться в материале и сделать собственные выводы. Да и выводы ведомство госпожи Ольги Васильевой уже заготовило заранее. Думать молодой человек должен только так, как хочет Минобрнауки.

Дмитрий Бак. Фото: pravoslavie.ruОсобую озабоченность вызвала новые стандарты по литературе. Создатели ФГОС всерьёз полагают, что за пять лет обычный школьник, отягощённый изучением множества предметов, должен освоить более двухсот произведений классической литературы. Но и это — лишь часть того вала проблем, с которым столкнутся преподаватели в реализации стандартов, на основе которых будут писаться будущие учебники.

Директор Государственного литературного музея и профессор РГТУ Дмитрий Бак рассказал «Православию.ру» о проблемах преподавания литературы в школе.

Он увидел в новых ФГОСах не только некоторые положительные моменты, но, как и большинство специалистов, пришел к выводу о том, что Ольга Васильева фактически множит бюрократическую утопию. Доказать тезис просто: чрезвычайная насыщенность и детализация стандарта, сосредоточение на процессе, а не на результате — обречение на вращение только в бюрократическом круге отчета и потеря выхода в учебный процесс. «Надеяться, что регламентация — панацея от всех бед, что она гарантирует качество, — чистой воды утопия. Здесь действует ложный принцип технологического мышления: нажми кнопку — получи результат. Не получишь. Я распишу, выполню все бюрократические требования. Проверяющий скажет, что все отлично и прекрасно. Но что происходит между мною и учеником? Это лежит в другой сфере», — уверен Дмитрий Бак.

При этом профессор отмечает, что вариативность образования — залог консенсуса учителей, чиновников и школьников, когда первые получили примерную программу общего основного образования, вторые — возможность проверять, а третьи — изучать не только золотую классику русской литературы, но и современных авторов. Пару лет назад такой консенсус был достигнут, но теперь Минобрнауки решило изменить правила игры. Чиновники отказывают учителю в вариативности, а мальчику или девочке — возможность познакомиться с новым и увлекательным. И что же делать особенно одарённым детям и их учителям?

«Если мы видим задачу в формировании навыков понимать произведение, любить его, компетентно анализировать и сохранять интерес к литературе на будущее, это одно. Если мы хотим закачать в человека как можно больше заранее предсказуемых результатов, это совсем другое», — вопрошает Бак, указывая, что школа должна ставить своей задачей развитие интереса школьника к чтению, но не так, чтобы завалить его «золотым списком» литературы, а в придачу еще и «серебряным», «бронзовым» и «железным», как того хочет Ольга Васильева. «Человек получит аттестат и навсегда отложит в сторону книги и электронные «читалки», — предрекает директор Государственного литературного музея.

Ещё одна важнейшая тема дискуссии, порождённой ФГОС, стало необходимость нахождения баланса распределения учебного времени между предметами. Преподаватели каждого из предметов уверены, что им уделяется недостаточное внимание, слишком мало учебных часов. Но здесь Дмитрий Бак уверен, что проблема на самом деле не в количестве часов, а в качестве. Однако же видится другая проблема, вызванная уже ЕГЭ: «Если 11-классник мыслит себя не филологом, он перестает обращать внимание на уроки литературы, и весь XX век проходит мимо него. Если же наш школьник, наоборот, намерен сдавать ЕГЭ по литературе, то, опять же, он начинает готовиться к сдаче ЕГЭ, а не изучать литературу — судьба литературного XX века при этом так же плачевна, как и в предыдущем случае».

Углубляясь в тему, профессор РГГУ указывает на неверное поведение министерства, которое практически выдавило из учебного процесса такое понятие как сочинение, но затем опомнилось и «село в последний вагон»: «Сочинение исчезло из привычного обихода, пропали не только навыки создания текстов в жанре сочинения, но и стали неочевидными пути обучения написанию этих текстов. <…> Слава Богу, что сочинение в школу вернули, но нельзя не понимать, что мы успели сесть в последний вагон. Для восстановления навыков создания сочинений понадобятся дополнительные серьезные усилия».

В новой программе предлагается в том числе и тематический подход к изучению произведений русской литературы. Но разве возможно при таком подходе целостное восприятие текста? Поймет ли ученик, что такое собственно роман «Война и мир», на пример? И тут ответ повисает в воздухе. Дмитрий Бак уверен, что «тематический подход» возможен только как дополнение к традиционному — историко-литературному. И причина тому довольно тривиальна: «Мы не должны исключать или относить на второе место реальную картину развития литературы как вида искусства. Мы должны понимать, как возникает романтизм, как он уходит и почему», — говорит профессор, суммируя: «Не стоит разбивать живое освоение литературы на сугубо аналитические абстракции».

Профессор РГГУ уверен, что в центре должно быть произведение, и оценивать его необходимо в том числе и с точки зрения того, как оно написано, какие реакции оно вызывает. «Самое главное — не отбивать охоту к чтению», — призывает чиновников Минобрнауки Дмитрий Бак.

А ведь действительно, стоило бы ответить себе на вопрос: а читают ли школьники произведения Толстого и Достоевского полностью? Или же ограничиваются краткими пересказами, убивающими интерес и сводящих всё к поверхностным суждениям. Но к такому укладу, увы, настраивают новые технологии: «Недалеки времена, когда будет уже совершенно нереально выделить на прочтение моей любимой „Анны Карениной“ положенные 10-15 вечеров. Тогда очень захочется выпить пилюлю с надписью „Анна Каренина“ и — хоп, ты уже постиг все художественные глубины без лишних затрат времени и сил», — предрекает эксперт. Пересказы классики процветают именно потому, что за малое время хочется «вкачать» в школьников как можно большие информации, который просто несовместим с реальным бюджетом времени современного человека. «Вот и стоит задуматься о необходимости смирять наши стремления расширить до необъятных масштабов список обязательных для освоения произведений… Мы знаем заранее, что нужно ученику, делаем выбор за него. Это, конечно, неверно. Но неверно и обратное — «читай, что хочешь и сколько хочешь, мы ничего проверять не будем», — говорит Бак, предлагая свой подход: необходимо сделать предписываемый объем текстов реальным для прочтения и сопоставимым с возрастным опытом школьника. В новых государственных стандартах этого, увы, не наблюдается.

Кроме того, директор Государственного литературного музея уверен, что министерству Ольги Васильевой учитывать несколько важных моментов: во-первых, дать «воздуха» и позволить изучать иностранную литературу, а во-вторых, учитывать национальные традиции — а ФГОС этого не предполагают: любой школьник в любой школе России в один и тот же момент должен изучать одну и ту же тему. При этом Дмитрий Бак не против здорового консерватизма, но только до того порога, когда он вырождается в категорическое неприятие всего нового.

comments powered by HyperComments

Четыре школьницы из Калининграда — в призёрах заключительного этапа всероссийской олимпиады по немецкому языку

Опубликовано

-

-

В Петрозаводске сегодня, 16 апреля 2018 года, подвели итоги заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку, в котором приняли участие 199 школьников из 62 регионов России. Калининградскую область представляли девять учащихся, в том числе восемь калининградских школьников: Елена Луганская (9 класс, ШИЛИ), Анна Сологубова (11 класс, СОШ № 33), Марина Лобанова (11 класс, ШИЛИ), Анастасия Майлычко (9 класс, ШИЛИ), Евгения Комарова (10 класс, ШИЛИ), Вадим Штерцер (10 класс, СОШ № 56), Анна Штабель (9 класс, СОШ № 44), Елизавета Чукалина (11 класс, ШИЛИ).

Представители самого западного региона России достойно представили город и регион: четыре девушки стали призёрами заключительного этапа — дипломы призёров заключительного этапа всероссийской олимпиады по немецкому языку вручены Елене Луганской, Анне Штабель, Евгении Комаровой и Анне Сологубовой.

comments powered by HyperComments
Читать

В КГТУ обсудили проблемы новой экономики Калининградкой области

Опубликовано

-

-

Вестник СЗФО. В Калининграде в КГТУ 12 апреля состоялся круглый стол с представителями бизнеса, и правительства Калининградской области на тему: «Новая экономика региона».

imageМодераторами круглого стола выступили доцент кафедры экономической теории Юлия Алейникова и заведующая кафедрой управления персоналом Ольга Гегечкори. Организационные вопросы были решены студентами бакалавриата по направлению «Экономика», прокомментировали собкору в Калининграде сегодня, 13 апреля 2018 года, в КГТУ.

Внимание участников было сфокусировано на новых образовательных траекториях, реализуемых в университете: поисковые научные исследования в сфере нейромаркетинга, технологии продвижения образовательного контента в сетях, формирование и пропаганда экологического сознания.

Параллельно студентами был организован флешмоб Sort&Save, в ходе которого собрано полтора контейнера макулатуры на специально организованной площадке.

Затем участники акции приняли участие в воркшопе. По итогам определены дальнейшие направления развития образовательных инициатив в сфере новой экономики с учетом рекомендаций облправительства и предпринимательских структур.

comments powered by HyperComments
Читать

Офшорное «Просвещение» назвали бенефициаром инициатив Ольги Васильевой

Опубликовано

-

-

Минобрнауки столкнулось с невиданной волной критики относительно новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Претензии профильной общественности столь широки и глубоки, что выразить их проще пословицей: «Хоть его в сад посади, и сад привянет».

Ольга Васильева. Фото: пресс-служба Минобрнауки РоссииСловом, воспитать в российских школьниках хотят не талант, а посредственность, главной задачей которого на протяжении всего нелегкого школьного испытания будет для него познание нового через зубрёжку. Ведомство госпожи Васильевой делает ставку на процесс, а не на результат. От того и акценты в системе образования меняются. Эксперты уверены, что изменения, предложенный авторами ФГОС, не несут того, что нужно отечественной школе: вдумчивого и современного подхода к тому или иному предмету, развитию таланта молодого человека с тем, чтобы, закончив эту самую школу, он сохранил возможность не только учиться дальше, но и переучиваться — новые профессии этого обязательно потребуют. Пока же, академик Асмолов достаточно точно охарактеризовал предложенную поделку как «стандарты Юрского периода».

Но это лишь часть проблемы. Другую её часть увидели в фактическом переделе рынка учебной литературы. Ведь прими новые стандарты, а для младших классов их уже приняли, придётся переписывать море учебной литературы — от самого по себе учебника, до сопутствующих материалов. И это, между прочим, миллиарды рублей. Ведь ещё одним нововведением, за которое ратует госпожа министр, является сокращение количества учебников до двух-трёх по каждому предмету.

Кто-то скажет, что этого то было бы и достаточно. Но за количеством, словно за теми деревьями, не все видят лес. А лес тут густой, щедро здабриваемый государством, поделить который на делянки может и хотели бы многие, но пока всё идёт в одни руки. Зато близкие и дружественные. Интересанта нашли быстро — издательство «Просвещение» могло бы стать тем самым, кому достались бы контракты на печать учебников. На «дочку» кипрского офшора PROSVESHCHENIYE HOLDINGS LIMITED указывает множество стрелочек. Издание «СоцИнформБюро» крайне подробно рассказало о них, указав, что за год компания Владимира Узуна — друга Ольги Васильевой — могла бы зарабатывать по 12-15 миллиардов рублей.

Общественники недовольны тем, что многие авторы ФГОС так близки к «Просвещению». К примеру, вызвавшие волну критику со стороны педагогов-словесников ФГОС по литературе оказались списаны с учебника по литературе В. Коровиной, изданный тем самым издательством. Круг тут довольно занятный: авторы ФГОС с одной стороны скорее всего станут и авторами учебников по этим стандартам: «Просвещению» предстоит заказывать учебники у неких авторов. Но у кого же их заказать как не у тех, кто уже пишет для тебя, а тем более и с ФГОС знаком, будучи их автором? Профит, как говорит молодёжь.

Печалит то, что с рынка могут выдавить мелкие издательства, которые несмотря ни на что предоставляли своим читателям вполне качественные издания, и не только с точки зрения содержания. И этот процесс, кажется, уже начался. Например, отрицательные заключения по итогам дополнительной экспертизы получили почти все учебники «Академ-книги» — кроме учебников по физической культуре, а также большая часть входящего в «Российский учебник» издательства «Астрель» — кроме учебников по математике. Плюс к тому: отрицательно оценены почти все учебники «Балласа», «Мнемозины», «Титула» и «Развивающего обучения».

Начались проблемы у «Дрофы», «Вентана-графа» и «Русского слова». Что называется, зарубили имеющие очень высокие оценки от учителей учебники УМК Ефросининой, а также УМК Виноградовой, награждённой президентом России за создание линии учебников по литературы. Удручает и то, что по предмету «История» предложено исключить из перечня не только основного конкурента линий «Просвещения» — хорошо растущую линию учебников издательства «Дрофа» (Андреева — Волобуева), но и новую линию учебников, подготовленную под редакцией академика-секретаря РАН В. А. Тишкова: ведь никто не будет пользоваться учебниками для 10-11 классов, если учебники для 6-9 классов исключены, особенно учитывая линейность преподавания курса отечественной истории.

С другими предметами ситуация не менее печальная: «Дрофа», «Вентана-Граф» и «Русское слово» потеряли всю линию для 5-9 классов по географии и биологии. Удивительно, но отрицательные заключения дополнительной экспертизы получили даже учебники, созданной совместно с экспертами Русского географического общества «классической линии» издательства «Дрофа», одобренные комиссией по географическому и экологическому образованию РГО.

Популярные у учителей линии учебников, в случае исключения из перечня учебников конкурентов, будут сравнительно легко замены учебниками «Просвещения» и дочернего издательства «Бином». Да, последние сами попали под раздачу: их также лишили ряда позиций, но все такие позиции, либо имеют крайне малую долю и их исключение не может нанести вред «Просвещению» или «Биному», либо же сознательно выводятся с рынка, освобождая место для новых продуктов.

Эксперты бьют тревогу: практически полностью монополизированной «Просвещением» оказывается начальная школа, а в основной и старшей школах почти полностью монополизируются следующие направления: математика, обществознание, география, литература, история, химия, русский язык, искусство, музыка. Особенно это бросается в глаза в 10–11 классах, в которых отрицательные заключения по итогам дополнительной экспертизы получили даже те линии конкурентов, которые сохранились в 5-9 классах.

Всё это, как и многие другие проблемы, не моги обернуться для главы Минобрнауки Ольги Васильевой проблемами: волна критики и количество публикаций в прессе оказалось столь мощной, что вице-премьер Ольга Голодец наслала на министерство проверку.

И не мудрено, ведь по словам бывшего руководителя — ещё государственного — «Просвещения» академика Александра Кондакова, существует прямая зависимость между ростом цен на учебники и сокращением их перечня. Вообще, его эта ситуация просто разозлила: «Если мы говорим, что количество учебников надо сократить до двух-трех, а еще лучше до одного, так давайте и в аптеках иметь лишь по 2-3, а то и по одному лекарству, к примеру, от сердца. Действительно, зачем нам больше? Я уж не говорю о коррупционной составляющей, когда мы говорим о сокращении количества учебников».

А режут-то в ведомстве Васильевой по живому. Многим памятен случай с прекрасным учебником Людмилы Патерсон, на котором воспиталась плеяда победителей олимпиад по математике, — его просто зарубили за — чего бы вы могли подумать? —  недостаток патриотизма. Патриотизма, Карл! В учебнике по математике! А чего же ожидать, когда министр действительно перейдёт к безжалостному уничтожению труда сотен людей, оставив на рынке пару-тройку учебников. Куда деваться образованному и талантливому молодому человеку, если для него никаких учебников вообще не предусмотрено?

Да и тема экспертиз вызывает язву у множества людей, связанных с этой темой: не ведомо кто при неведомо каких обстоятельствах считает, что по такому-то учебнику учиться нельзя. Тема острая. На неё обратили в внимание в письме академики РАН, призвав госпожу Васильеву создать независимый третейский суд, который бы рассматривал спорные заключения, одновременно улаживая конфликты интересов. Ведь многих хочется знать, как так получилось, что авторы «Просвещения» оказались одними из тех, что уничтожают конкурирующие научные школы. Вот лишь ослепительный пример: учебник по биологии от «Вентана-Граф» был забракован экспертом Натальей Котиковой, у которой — по совпадению — имеется собственный учебник по биологии, издаваемый тем самым издательством на «П».

Хочется, чтобы российское образование цвело, но пока, увы, удобрять его не желают. Надо это исправить.

comments powered by HyperComments
Читать

Радио Голос Балтии

Лента новостей

Здоровье41 минута назад

Медспециалисты Псковской области изучают опыт опыт калининградских коллег

Вестник СЗФО. В Калининграде сегодня, 19 апреля 2018 года, председатель госкомитета по здравоохранению и фармации Псковской области Игорь Потапов встретился...

Страна и мир4 часа назад

Джордж Буш назвал Путин умным тактиком, которого не стоит недооценивать

Президент Российской Федерации Владимир Путин всегда отстаивает интересы своего государства, несмотря на противоречия с Вашингтоном. Об этом заявил бывший президент...

Страна и мир4 часа назад

МИД РФ рассказал о вероятности прекращения авиасообщений между Россией и США

Авиасообщения между Россией и США могут быть прекращены, заявили в Министерстве иностранных дел России. Причиной тому является отказ в выдаче...

Псков6 часов назад

В Псковской области вновь занялись промыслом снетка

Вестник СЗФО. Псковская область возобновила промысел снетка. Эту рыбу ловят лишь весной и только специализированными орудиями лова, прокомментировала собкору в...

Псков6 часов назад

Псковская область не в состоянии переварить федеральные деньги на развитие сельских территорий

Вестник СЗФО. Псковская область вошла в нижнюю десятку субъектов РФ, медленнее других осваивающих федеральные деньги подпрограммы по устойчивому развитию сельских...

Культура7 часов назад

В Пскове познают «Вкус без границ»

Вестник СЗФО. В Пскове проходит международный этногастрономический форум «Вкус без границ». Обсуждаются вопросы международного сотрудничества в развитии гастрономических маршрутов, брендов...

Здоровье7 часов назад

Здравоохранение Псковской области дополнительно получит 14 автомобилей скорой медпомощи

Вестник СЗФО. В Москве заместитель председателя правительства РФ Ольга Голодец одобрила заявку врио губернатора Псковской области Михаила Ведерникова на обновление...

Власть7 часов назад

Калининградская и Псковская области углубляют сотрудничество

Вестник СЗФО. В Калининград сегодня, 19 апреля 2018 года, прибыл врио губернатора Псковской области (Псков) Михаил Ведерников. Главная цель двухдневного...

СЗФО7 часов назад

В Псковской области завершился третий этап Всероссийского командно-штабного учения

В Псковской области завершился третий этап Всероссийского командно-штабного учения, проводимого МЧС России. comments powered by HyperComments

СЗФО8 часов назад

В Сосногорске за растрату осуждена начальник почтового отделения пос. Малая Пера

Сосногорским городским судом вынесен приговор начальнику почтового отделения пос. Малая Пера по ч. 3 ст. 160 УК РФ. comments powered...

Реклама

Реклама

Самое читаемое

Рейтинг@Mail.ru