Петербург
ИКЕА хочет наказать своего бывшего партнера за мошенничество
Шведская компания «ИКЕА» будет добиваться наказания для бывшего компаньона, российского бизнесмена Константина Пономарева, который, как считают в западной фирме, совершил попытку мошенничества в особо крупном размере. Об этом пишет «Российская газета».
Восемь лет назад владелец фирмы «Системы автономного энергоснабжения» Константин Пономарев передал в аренду дизель-генераторы «ИКЕА МОС» — «дочке» шведской компании. Западным предпринимателям оборудование понадобилось для обеспечения электроэнергией двух новых гипермаркетов в Ленинградской области до решения вопроса с сетевым подключением.
Спустя два года необходимость в генераторах отпала, и Пономареву было предложено забрать оборудование. Однако бизнесмен не торопился исполнить свои обязательства. Вплоть до лета 2010 года техника находилась на объектах «ИКЕА-МОС».
Неожиданно для западных партнеров Константин Пономарев предъявил иск о возмещении гигантской суммы — 27 млрд рублей за аренду в 2007-2010 годах и проценты за два года. Переговоры длились долго, даже пришлось привлекать министерство по экономическому развитию. Результатом многочисленных встреч стало заключение мирового соглашения.
Как пишет «РГ», ИКЕА, «верная корпоративным принципам не ввязываться в длительные и скандальные судебные разбирательства», пошла на компромисс. Компания выплатила бизнесмену 25 млрд рублей, в свою очередь Пономарев обещал не выставлять больше требований к шведской фирме.
Однако гарантии российского предпринимателя оказались пустыми словами. Вскоре ИКЕА получила претензию на сумму в 33 млрд рублей от фирмы «Рукон», которая незадолго до подписания мирового соглашения получила права требования к «ИКЕА-МОС». Основателем новой компании являлся так же Пономарев. Арбитражный суд не принял доводы новых истцов и, сославшись на мировое соглашение, встал на сторону шведского концерна.
«Возмущенные беспрецедентным вероломством шведы осознали всю пагубность политики умиротворения агрессора и, решив более не изучать на собственном опыте „экономику по понятиям“, обратились в полицию», — пишет российское издание. Было заведено уголовное дело за попытку получить обманным путем с «ИКЕА-МОС» оплату аренды за 2009-2010. Преступление квалифицировали по статье покушение на мошенничество в особо крупном размере. Но обстоятельства истории так и остались за кадром, так как вскоре по настоянию Генеральной прокуратуры дело закрылось.
В этом году ИКЕА добилась возбуждения второго уголовного дела по факту мошенничества, правда с формулировкой «в отношении неустановленных лиц». Тем не менее, это не помешало суду арестовать счета Пономарева в счет обсечения исковых требований. Российский предприниматель подал апелляцию на судебное решение, в июне должен был состояться процесс по этому вопросу. Однако незадолго до этого прокуратура разблокировала счета, а дело вовсе закрыла.
Неудачи в западной компании связывают со значением фигуры Константина Пономарева. В России он известен как свидетель обвинения в ходе уголовного преследования аудитора Hermitage Capital Сергея Магнитского, погибшего в следственном изоляторе в 2009 году. В «список Магнитского» Пономарев не попал, но санкции Евросоюза его коснулись. Сегодня предприниматель находится под защитой государства, чем весьма успешно пользуется.
«Правда, шведских коммерсантов такая постановка вопроса, скорее всего, не устроит. И не просто не устроит, а вызовет соответствующую реакцию. А это значит, что нынешняя ситуация — совсем не конец четырехлетней истории разбирательств по поводу злосчастных генераторов», — утверждает издание.