Петербург
«Зеленый Фронт» рассказал об отсутствии сортировки на «МПБО-2» в Янино
На петербургском мусороперерабатывающем заводе (МПЗ) в Янино «МПБО-2» фактически нет никакой сортировки отходов. Поэтому нарушается технология обработки и на выходе получается неэкологичный балласт. Однако в дирекции завода об этом говорить не любят, равно как и отвечать на острые вопросы о нюансах работы предприятия. О том, как на сегодняшний день работает завод, в беседе с нашей редакцией рассказал Сергей Виноградов — глава экологического движения «Зеленый Фронт», активисты которого были участниками прошедшей 8 сентября встречи с руководством МПБО-2.
В МПБО «не любят» конструктив
На территории СПБ ГУП «МПБО-2» в Янино 8 сентября прошла встреча руководства завода, при участии врио директора Башира Вешагурова, с представителями рабочей группы. Со стороны приглашенных гостей на мероприятии присутствовали местные жители, а также активисты «Зеленого Фронта». Это уже вторая публичная встреча по счету, в рамках которой проводится гражданский контроль работы предприятия, неоднократно уличенного в нарушении лицензионных и санитарных требований, а также экологического законодательства. Первая состоялась 3 июня при участии экс-директора Тихона Шмелева. Сегодня он является обвиняемым по статье 247 УК РФ после скопления на территории МПБО-2 свыше 42 000 тонн отходов, загрязняющих окружающую среду и отравляющих хлороформом местных жителей. Участие в подобных мероприятиях руководства завода – видится мерой больше вынужденной, а потому в дирекции соглашаются на нее с неохотой и под давлением СМИ, активистов, местных жителей. Потому неудивительно, что на встречах руководство старается сместить акцент с проблем и рассказать о положительных моментах в работе завода.
Так было и в этот раз. В рамках встречи дирекция предприятия провела посетителей по территории МПЗ и «отрапортовала» о том, что ГУП работает над устранением проблем, благоустраивает территорию и оптимизирует работу кадрового состава. Так, Вешагуров рассказал об очистке дренажной канавы вокруг завода от наплавного мусора, об увольнении неэффективных работников и установке заглушки на трубу, с которой стоки попадали за пределы завода. Неискушенных в нюансах работы МПЗ местных жителей такие ответы, может, и успокоили бы. Однако активисты «Зеленого Фронта» «экскурсией» не удовлетворились и обратили внимание дирекции на проблемы, касающиеся сортировки и переработки поступающих отходов, а также залежавшейся горы мусора в 42,2 тыс. тонн отходов, которую до сих пор никто не вывез, несмотря на проведенную госзакупку. Но руководство МПБО-2 конструктивный диалог не поддержало, уклончиво ответив на острые вопросы или нехотя признав большие проблемы, которые оперативно решить пока не представляется возможным.
О том, как проходил диалог с дирекцией янинского МПЗ, какие были вскрыты проблемы и каковы реалии работы МПБО-2 на сегодняшний день, в беседе с корреспондентом нашего издания рассказал глава «Зеленого Фронта» («ЗФ») Сергей Виноградов.
Перерабатывающий завод без сортировки
По словам главы экодвижения, основными видами деятельности МПБО-2 являются обработка и обезвреживание отходов. При этом обработка происходит на линиях сортировки и их должно быть много, чтобы принимать в работу весь объем завозимого мусора и не допускать складирования мусора. В связи с этим активисты на встрече поинтересовались, сколько линий сортировки задействовано в производственном процессе. Вопрос не понравился дирекции завода, но еще большее впечатление ответ произвел на экологов.
«Оказалось, что работает всего две линии сортировки и руководство отметило, что этого мало. Со слов начальника цеха, занято на сортировке всего пять человек. Нас это поразило. 5 человек – это очень мало. По их объемам, два человека должны только пакеты разрывать, а остальные стоять на фракциях. И что получается, что три человека на фракциях: один пластик отбирает, второй стекло, третий еще что-то? Там только пластика несколько видов можно отобрать. С объемами МПБО-2 – это просто смешно», — отметил Виноградов.
Несмотря на формальное наличие сортировочных линий, реально полноценной сортировки на МПБО-2 нет. И это практически открыто говорит руководство завода, заявляя, что у них сортировка идет параллельно с обезвреживанием в биобарабанах, где часть мусора отделяет магнитный сепаратор. Виноградов отметил, что это указывает на нарушение технологического регламента.
«Обезвреживание (понижение класса опасности) происходит в биобарабанах. В соответствии с технологическим регламентом и проектной документацией, вначале поступивший мусор нужно отсортировать. Из массы извлекают крупногабаритные отходы, черный и цветной металлы, полимеры всех видов, картон, бумагу, а также опасные виды отходов. Только потом отсортированные отходы должны поступать на обезвреживание в биобарабаны. Недавние проверки Роспотребнадзора выявили, что обезвреженные отходы имеют повышенный класс опасности, а именно 3-ий класс. Причина такого повышения, скорее всего, кроется в том, что завод нарушает технологический регламент и, минуя сортировку отходов, направляет их на обезвреживание. Почему происходит так – не ясно. Возможно, в целях экономии», — заявил собеседник издания.
По словам Виноградова, во время встречи руководство завода заявляло, что не прекращает работу с уже накопленными отходами. Мусор повторно обрабатывают в биобарабанах. Хотели ли этим в МПБО-2 показать, что накопления отходов на площадке не происходит и все поступаемое перерабатывается, не известно. Но этот факт удивил экоактивистов, особенно в контексте отсутствующей первичной сортировки и складирования на площадке в Янино неэкологического балласта.
«Мы не видим особых отличий, в мусорной куче множество пакетов и неотсортированной тары. Это не балласт, это недосортированный мусор. По факту всё складируют в одну кучу. В опубликованных в апреле снимках видно, что на площадке в Янино балласт и недавно завезенный мусор смешаны», — отметил эколог.
«Сейчас также есть гора якобы «балласта» и куча завезенных отходов. Но при этом дирекция утверждает, что все вновь завозимые отходы сразу поступают на биобарабаны. Но откуда тогда свежие накопления отходов у мусорной горы?», — подчеркнул Виноградов.
250 миллионов «на ветер»
В беседе с экоактивистами руководство МПБО-2 показало, что они не понимают, как должен работать современный мусороперерабатывающий завод. Особенно с учетом того, как вкладываются выделенные из бюджета города деньги.
«Мы спрашивали: на что потратили выделенные ранее городом 250 миллионов рублей на модернизацию предприятия? Вешагуров ответил, что средства использовали для запуска биобарабанов второй площадки МПБО на Волхонском шоссе. До этого барабаны стояли, и мусор там не обезвреживался. Поэтому ни о каком изменении в технологии речи не идет, деньги пустили в эксплуатацию морально устаревшего оборудования», — подчеркнул глава «ЗФ».
В завершение беседы Сергей Виноградов отметил, что на сегодняшний день дирекция МПБО-2 концептуально неверно работает с твердыми коммунальными отходами (ТКО) и не учитывает нюансы изменения потребления товаров. Предприятие спроектировали в 80-х годах, когда морфология мусора у населения была иная. За последние 25-30 лет многое изменилось.
«В советское время было гораздо меньше пластика, не выбрасывались опасные отходы (батарейки, лакокрасочные материалы и тд). А картон и стекло сдавались отдельно. Сейчас структура потребления и отходов изменилась. Доля органики в мусоре упала с 70% до 13-16%. Но на заводе технология не перестроилась», — заявил Виноградов.
По словам эколога, нужна грамотная работа по сортировке и переработке мусора. Сейчас же отходы из грузовиков практически напрямую попадают в биобарабаны. Да, после обезвреживания проводят дополнительную процедуру отделения мусора за счет грохочения. Однако толку от это нет, так органика уже загрязнена опасными отходами, которые не отобрали на стадии сортировки. В итоге пластик или батарейки, после 48-часового компостирования, смешиваются с органическими отходами, а на выходе получается грязный и неэкологический компост, подытожил эксперт.
Напомним, на площадке МПБО-2 в Янино скопилось свыше 42 000 тонн отходов, которые отравляют земли фильтратом, а воздух хлороформом. В горе мусора смешан балласт, компост и иные отходы, которые гниют уже на протяжении года. Издание 47News ранее публиковало снимок площадки в Янино, снятый при помощи тепловизора. На фото отчетливо видно, что в горе формируются свалочные газы, которые могут привести к возгоранию и загрязнению местности в радиусе нескольких километров. В июле МПБО-2 провел госзакупку для вывоза всех 42 тыс.тонн отходов. Победителем в конкурсе стала самарская компания «Транс-Эко», которая должна была вывезти мусор до середины октября 2020 года. Однако процесс транспортировки так и не начат, так как нет полигона, согласного принять отходы неясной морфологии. Когда будет дан старт процессу вывоза мусора, не ясно, и до тех пор местным жителям придется мириться как с запахами, фактом постоянного причинения вреда природе, так и с риском получить проблемы со здоровьем из-за возгорания свалочных газов.