Петербург
Терминал раздора: в Тамани разошлись интересы бизнеса и чиновников
Одно из крупнейших и важнейших предприятий России столкнулось с черствостью со стороны чиновников, сопряжённым с желанием лишить гиганта собственности. Речь идет о ПАО «Тольяттиазот» и властях Краснодарского края.
ТоАЗ вложил 300 миллионов долларов в строительство терминала по перевалке аммиака в порту Тамани, а региональные чиновники добиваются через суд получения контроля над объектами, считая всё построенное самостроем. Удивительно? Не то слово.
А ведь в порту возведены сливная эстакада, очистные сооружения, резервуары для хранения продукции, аммиакопровод, электростанция и компрессорная, технологический причал и различные административные объекты. В море на два километра выдаётся эстакада, позволяющая подходить большим судам и грузить аммиак и сыпучие удобрения. Кроме того, к объекту протянута и железнодорожная ветка от Вышестеблиевской, длиною в 36 километров. По пути построены станции Тольяттиазот и Волна: на них есть все необходимые выставочные железнодорожные пути. Грузооборот терминала Тольяттиазота должен составить 2 миллиона тонн аммиака и 3 миллиона тонн карбамида в год. Позаботились и людях: 90% персонала — местные жители. Для них также построили телебашню, ТоАЗ помог с ремонтом больницы и покупкой новых автобусов, указывает Лента.ру.
Директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин отмечает важность положения порта: «Чисто логистически это очень удобная штука: и железнодорожные, и автомобильные подъезды благодаря географии пересекаются с той транспортной инфраструктурой, что нам так или иначе придется подводить к Керченскому мосту. Грубо говоря, все это находится на одном пятачке земли, совмещаются интересы моста и порта». Кроме того, порт будет год от года играть всё более важную роль для доставки российских товаров в страны, омываемые Атлантическим и Индийским океанами. Получить возможность работы в порту — удача. В случае с Тольяттиазотом — ещё и потому, что компания активно ищет альтернативу аммиакопроводу Тольятти-Одесса, поскольку украинские власти не только не хотят развивать сотрудничество, но и регулярно повышая тарифы, что делает уникальное сооружение убыточным. Поэтому-то терминал в Тамани является крайне таким важным.
А ведь начиналось всё так удачно: Тольяттиазот и краевые власти пришли к соглашению о том, что предприятие инвестирует не менее 200 миллионов долларов, а взамен получит в аренду на 49 лет землю на все объекты перевалочного комплекса. Однако далее начинаются злоключения. Сначала было отказано в регистрации тех земель, которые были выделены для строительства железной дороги, затем — площадь арендованных под проект сокращается с 229,5 до 54,3 га.
Зачем же властям Краснодарского края понадобился объект ТоАЗа? Самый очевидный ответ — место компании в порту может занять другой игрок. Выбор — есть.