Архангельск
Участники экспедиции памяти Нансена — о результатах своих наблюдений
В Архангельске участники пресс-конференции, посвященной итогам международной экспедиции «Арктического плавучего университета» памяти норвежского полярного исследователя Фритьофа Нансена, рассказали о проблемах Северного морского пути, коренных народов Севера и многих других аспектах жизни Арктики.
На вопросы журналистов отвечали руководитель экспедиции, помощник проректора по науке САФУ Константин Зайков, директор Института социально-гуманитарных и политических наук Андрей Репневский, заведующая кафедрой географии и геоэкологии института естественных наук и биомедицины Наталья Бызова и ассистент кафедры международного права и сравнительного правоведения юридического института Максим Задорин.
Участники третьего рейса АПУ-2013 имели прекрасный шанс сравнить ледовую обстановку столетней давности с текущей, опираясь на дневниковые записи Фритьофа Нансена. Ведь норвежский исследователь совершал свое плавание до Енисея именно в августе. Как отметила Наталья Бызова, если учитывать данные Нансена, многое говорит в пользу теории глобального потепления. Морские участки, которые норвежский ученый преодолевал на своем судне с большим трудом из-за сложной ледовой обстановки, через сто лет стали абсолютно доступными и проходимыми.
Впрочем, по словам участников экспедиции, глобальное потепление оказалось полезным с точки зрения эксплуатации Севморпути. При повышении среднегодовой температуры торговые корабли уже не так сильно зависимы от ледокольного флота, тем более что проводка судов ледоколами делает Севморпуть для торгового флота более затратным.
«Появляется возможность эксплуатировать Севморпуть не как раньше два месяца в году, а шесть-восемь месяцев, а с атомными ледоколами — все десять. И это новые перспективы для нашей страны, потому что атомные ледоколы морского типа, ледоколы типа „река-море“ строим только мы», — говорит Андрей Репневский.
Директор Института социально-гуманитарных и политических наук САФУ считает, что увеличение объемов грузоперевозок оживит Севморпуть. Условно говоря, необходим поток не из 40 кораблей, а из 400 в год. Постоянный поток судов по СМП сделает арктическую магистраль интересной и перспективной для бизнеса, тем более что значительная часть инфраструктуры уже имеется.
«Я пришел к выводу, что сейчас мы опаздываем с освоением Северного морского пути. Если мы растянем переоснащение СМП на пять-семь лет, то начнется новое оледенение и мы потеряем стратегические преимущества», — резюмировал Андрей Репневский.
Максим Задорин принял участие в экспедиции, чтобы ознакомиться с опытом норвежских коллег по вопросам защиты прав коренных народов Севера. По его словам, эта проблема является глобальной, одинаково актуально для России, США, Норвегии, Канады и других арктических стран. Поэтому необходимо искать общие пути решения проблемы.
«В России проблемы коренных малочисленных народов во многом связаны с тем, что эти народы живут в некой изоляции от государства, — констатирует Максим Задорин. — С другой стороны, в отдельных регионах власти и бизнес пытаются помогать таким народам. И мы видели такой пример на острове Дудинка, где местные добывающие компании пытаются помогать коренным малым народам».
По словам Константина Зайкова, когда в январе началась подготовка проекта экспедиции, возникли опасения, насколько плодотворной будет работа, ведь на борт судна должны были подняться абсолютно разные люди. Если историки САФУ, Университета Тромсё, Института Фритьофа Нансена уже были знакомы по другим научным проектам, то сотрудники министерства экономического развития РФ, представители бизнеса, политики были совершенно новыми участниками АПУ. Впрочем, опасения были напрасны. Единодушное мнение участников: экспедиция удалась! Как в плане выполнения маршрута, так и в ее научной части.