Архангельск
Северный морской путь — исторический шанс для мировой и российской экономики
В Архангельске в Северном (Арктическом) федеральном университете с 27 июня работает Форум ректоров Университета Арктики.
Ключевым вопросом первого дня работы форума стало обсуждение перспектив Северного морского пути. Открытие форума ознаменовалось праздничным концертом и открытием выставки специализированной техники МЧС.
С приветствием к участникам форума обратились президент Университета Арктики Ларс Куллеруд и губернатор Архангельской области Игорь Орлов.
— Для нас очень важно, что VII Форум ректоров Университета Арктики проходит именно в Архангельске, — отметил в своем выступлении Игорь Анатольевич. — Это еще раз подчеркивает значимость нашего города в решении вопросов освоения Арктики. В столице Поморья формируется современный транспортно-логистический комплекс: глубоководный порт, модернезируемый аэропорт, в 2015 году начнется строительство «Белкомура». У нас есть мощный научно-образовательный центр — Северный (Арктический) федеральный университет, который занимается еще и серьезной международной деятельностью.
Деловая часть форума началась с доклада посла по особым поручениям МИД России Антона Васильева на тему «Северный морской путь и международное сотрудничество в Арктике». Антон Всеволодович рассказал о растущем международном сотрудничестве в Арктике.
— Нынешняя ситуация в Арктике стабильна, предсказуема и позитивна. Арктика становится примером успешного международного сотрудничества для других менее стабильных регионов, — отметил Антон Васильев. — Россия уверенно развивает двусторонние отношения с традиционными партнерами: Норвегией, Канадой, Финляндией. Есть хорошие перспективы различных проектов с США, Данией, Исландией, Швецией по вопросам освоения континентального шельфа, гидрографии, общественной безопасности.
По мнению дипломата, Северный морской путь — исторический шанс для мировой экономики и экономики России. Освоение СМП — это мощный фактор социально-экономического развития Российской Арктики.
Еще один доклад представил заместитель генерального директора по развитию ФГУП «Атомфлот» Станислав Головинский. Он рассказал о развитии Северного морского пути для международного коммерческого судоходства. История развития атомного флота в России началась еще 54 года назад, коммерческую составляющую стали развивать несколько лет назад. По словам Станислава Акимовича, роль атомного флота особенно в последнее время значительно выросла. Большую часть грузов по СМП поставляют именно с помощью атомного флота. При этом скорость ледоходов сопоставима со скоростью мирового судоходства (14 узлов в час), что позволяет пройти Севморпуть за 8 суток. В основном ледоходы проводят танкеры и рефрижераторы. В целом ледоходы «Атомфлота» помогают провести по Севморпути более 3 миллионов тонн груза в год. В ближайших перспективах предприятия строительство нового атомохода.
Еще одну тему: «Обеспечение гидрометеорологической безопасности при плавании по трассам Северного морского пути в условиях изменения климата в Арктике» озвучил Леонид Васильев, руководитель «Севгидромета».
— В настоящее время климат в Арктике в условиях глобального потепления существенно меняется, что предъявляет особые требования к гидрометеорологическому обеспечению плавания по Северному морскому пути и различных видов работ на Арктическом шельфе, — рассказал Леонид Васильевич, — наметилась тенденция увеличения количества неблагоприятных гидрометеорологических явлений.
По его словам, прогнозируемые изменения климата будут иметь как отрицательные, так и положительные последствия для природы, экономики и населения Арктического региона. Негативные проявления антропогенной деятельности меняют окружающую среду, влияют на здоровье и традиционный уклад жизни местного населения. К положительным последствиям изменения климата следует отнести сокращение затрат на отопление, расширение возможностей для сельского и лесного хозяйства, развитие судоходства по Северному морскому пути, а также увеличение добычи минеральных и морских биологических ресурсов.
Об экологически безопасной технике для ликвидации чрезвычайных ситуаций в условиях Арктики рассказал заместитель начальника по научной работе Государственной противопожарной службы МЧС России Михаил Алешков. Академией реализована концепция создания основного пожарного автомобиля в северном исполнении. Разработан и создан пожарно-спасательный автомобиль, все элементы которого (базовое шасси, пожарная надстройка, насосно-рукавная линия) имеют температуру эксплуатации до 60 ºС.
Работа форума продолжается панельной дискуссией. Ректоры обсуждают национальные стратегии в Арктике и роль университетов в развитии региона.