Культура
Как «Рублевское шоссе» Юрия Истомина покорила душу телепродюсера Картозии
Отгремели новогодние праздники. Наконец доеден оливье, кончилось даже шампанское. А вот хорошая музыка – не кончается. Известный телепродюсер Николай Картозия, в чьём подчинении сразу два телеканала – «Пятница» и «Суббота» — признался, что неравнодушен… к русскому шансону.
Во времена работы на НТВ Картозия «тяготел к секции репортёров-карателей», «мастеров пенетрирующей лиры и разящего золоторого страпона», куда, помимо самого себя, он отнёс автора «Намедни» Леонида Парфёнова*, а также журналистов Павла Лобкова и Екатерину Гордееву*.
«Когда нужно было распять в эфире какую-нибудь гниду, звали нас», — рассказал «Экспресс газете» Картозия, продолжив: «Чтобы легче высекались искры ярости» Николаю требовался эмоциональный допинг, в качестве которого выступал… играющий в наушниках шансон».
С особой теплотой Николай вспоминает непревзойденные, по его мнению, строчки Сергея Наговицына:
И Сизый полетел по лагерям,
Он иначе поступить не мог.
После закрытия «Намедни» политические тексты писать стало некуда и «кружок карателей» естественным образом распался. А любовь к шансону – сохранилась.
Тогда Картозия с Гордеевой, за отсутствием лучших идей, затеяли делать фильм «Рублевские жёны» — «о женщинах, которые не пытаются покорить Москву, потому что уже захватили земли получше — элитную Барвиху».
Концептуально было решено острых тем не касаться, а наоборот – делать легкий телевизионный продукт. Поначалу непривычный формат у творческого тандема «не пошёл» — добрый текст не писался.
«Мы сидели ночью в редакции и мрачно смотрели друг на друга. Наконец Гордеева сказала: «Давай для вдохновения песню послушаем. И включила никому не известную группу «Колыма», — рассказал Картозия.
И песня за авторством Юрия Истомина стала играть буквально на репите:
Рублевское шоссе, короткое, как ночь,
Как ночь, в которую я ехал не по воле.
Рублевское шоссе, петлистое точь-в-точь,
Как и мои по северу гастроли.
Под крепкий Jameson слова как-то особенно хорошо ложились на душу. «Песня играла на репите. Пили мы тоже на репите, чокаясь каждый раз, когда из динамиков вновь нёсся припев «Рублееевское…». Мы успевали выпить до слова «шоссе». Собственный сценарий нам нравился всё больше и больше», — признался Картозия.
Сценарий писался отлично.
«Мы были в лоскуты. Пока режиссёр монтировал наш фильм, Катя взяла гитару и пыталась подобрать по слуху «Рублевское шоссе». Но пальцы соскальзывали со струн, и тогда, подняв голову и поймав меня в прицел, Катя затянула «Голуби летят над нашей зоной». Пришлось допить даже «Рижский бальзам» и вьетнамскую водку со змеёй», — вспоминает Картозия.
Сколько спето… сколько выпито… все было не зря: проект вышел превосходный.
А что же это за «Колыма», спросите вы? Юрий Истомин начал писать стихи в 10 лет. Из небольшого шахтёрского городка Инта судьба его довела до Москвы, Института Культуры, а потом и более чем сотни песен в стиле «русский шансон». У автора «рублёвского» хита, кстати, есть альбом «Пацаны» (и там — одноимённая песня), который невероятным образом передаёт атмосферу субкультуры криминальных молодёжных группировок – может быть даже покруче нашумевшего в последнее время сериала «Слово пацана».
Истомин из «пацана» выбился в солидного и уважаемого предпринимателя – инвестиции, коллекция современного искусства и домик в Монако. Модные нынче технологии нейросетей Юрий Александрович начал использовать еще в 2008-м году: сначала для оценки эффективности маркетинговых решений, а потом и непосредственно для работы на фондовом рынке. Его жена Элла Стюарт является председателем совета директоров коммуникационного агентства BBDO Group.
Наверняка Николай Картозия и не думал, что у русского шансона может быть такое интеллигентное лицо…
И вот ещё одна небольшая история о шансоне.
Может быть, одно из самых памятных произведений этой тематики – «Владимирский централ» Михаила Круга – стал частью главного музыкального новогоднего события: АлСми выпустил клип «Новый год», в котором талантливый молодой артист спародировал голоса Михаила Круга, популярного осетинского хип-хоп артиста MiyaGi и «Дискотеки Авария». Песня получила массу восторженных отзывов — как от старых поклонников певца, так и от слушателей, ранее не знакомых с творчеством исполнителя.
Заметим, «Новый год» — не первый клип, вызвавший бурю интереса к АлСми. В октябре прошлого года АлСми выпустил пародийный трек «Балет» (а затем и «Балет — 2»), где вокальные мелодии были исполнены голосами, похожими на голоса Михаила Круга и Макса Коржа.
Сходство было настолько потрясающим, что некоторые слушатели предположили, что АлСми каким-то образом добрался до архива неизданных записей Круга. Но, к сожалению или к счастью, нет – записи были полностью сделаны артистом и его командой.
Вот таким непредсказуемым образом русский шансон объединил успешного телепродюсера, уважаемого бизнесмена и современное поколение, которое талантливо смешивает стили и создаёт нечто новое и уникальное.
* — признаны иностранными агентами.