Экология
За Мазепиным стоит много скандалов как личных, так и в его компаниях
У одного из редких для России гонщиков Formula 1 Никиты Мазепина в результате допингового скандала возникли проблемы: вряд ли его допустят до следующего сезона гонок.
Об этом сообщила коммерческий директор Caterham и экс-менеджер другого российского пилота Formula 1 Виталия Петрова Оксана Косаченко.
Под угрозой оказались и карьера Мазепина-гонщика, и судьба 20 млн евро, которые его отец Дмитрий Мазепин заплатил за включение сына Никиты в команду Haas.
К тому же у самого Дмитрия Мазепина возникли серьезные проблемы с бизнесом в Европе. В конце 2020 года в Дании влиятельная газета Politiken сообщила, что основную часть доходов компания российского олигарха Дмитрия Мазепина получила за счёт мошеннических схем по продаже зарубежными компаниям квот на выбросы в атмосферу углекислого газа, строго нормирующегося законодательством ЕС.
«Существенная часть состояния Мазепина — свыше одного миллиарда датских крон (180 млн евро) – получено от продажи углеродной компенсации 447 еврокомпаниям в 24-х государствах в рамках схемы, называемой экспертами мошенничеством», — поведала Politiken.
В списке миллиардеров Forbes Дмитрий Мазепин первый раз засветился в 2015 году — 8,3 млрд датских крон. В том же году Мазепин продал «ГалоПолимер» деловому партнеру Михаилу Генкину. Ныне Мазепин – главный бенефициар основных производителей удобрений в России — «Уралхим» и «Уралкалий». Два последних года он занимался переговорами с несколькими президентами государств Восточной Африки, намереваясь протолкнуть продажу удобрений и сооружение заводов в Кении, Зимбабве, Мозамбике и ряде других африканских государств.
— За Мазепиным – больше количество скандалов не только личных, но и его компаний по обвинениям в вымогательстве у конкурентов, — сообщил Politiken заместитель директора Transparency International в России Илья Шуманов.
Однако сделка с Данией – только вершина айсберга деловых операций Мазепина. В совокупности углеродные компенсации у «ГалоПолимера», как отмечено выше, приобрели 447 компаний из 24 государств, среди которых гиганты: Cementa AB из Швеции, ConocoPhillips из Норвегии, Salzgitter AG, Rogesa и ThyssenKrupp из ФРГ.
Издание Politiken, в частности, раскритиковало сделки с пятью компаниями, совокупно приобретшие свыше 7,6 млн кредитов у «ГалоПолимер». Так, Cementa AB сожалеет, что купила права на выбросы, которые, как стало известно впоследствии, — из проекта, не приведшего к реальному снижению негативного воздействия на климат.
За всем тем, никто из покупателей углеродных кредитов не отвечает на критику в сторону «ГалоПолимера» и никто не захотел брать на себя ответственность за дополнительные выбросы парниковых газов, которым они способствовали. Джон Нордбо, советник по климатическим вопросам CARE Danmark, назвал подобное поведение возмутительным.
Автор расследования Ламберт Шнайдер прямо вопрошает: «Ключевой вопрос — научились ли мы чему-то в отношении данного дела? И будут ли приняты во внимание извлеченные уроки в ходе продолжающихся переговоров о правилах для будущих углеродных рынков, которые являются частью Парижского соглашения ООН?»
Что касается России, то здесь также не обходится без вопросов. Например, как уличенный в мошеннических схемах международного масштаба бизнесмен Мазепин, оказался в составе участников крупнейшего российского венчурного фонда — частно-государственного Фонда фондов перспективных промышленных и инфраструктурных технологий?