Экономика
«Это будет повсеместная практика». Аналитики прокомментировали новости о введении российскими банками платы за обслуживание валютных счетов
Первая декада июня ознаменовалась тем, что сразу два российских банка — Райффайзен и Тинькофф — объявили о скором введении для физических лиц комиссии на хранение средств на валютных счетах. Однако среди финансовых экспертов эта новость ажиотажа не вызвала: в условиях невероятного санкционного давления, государственного курса на девалютизацию, обвала импорта, непредсказуемости валютных транзакций и профицита валютной ликвидности предпринятые банками меры были вполне ожидаемы.
Реальность такова, что доллары и евро российским банкам сегодня не нужны — их просто некому отдавать, поскольку импортеры, как основные потребители валютных кредитов, ушли с нашего рынка (в мае импорт упал на 89% по сравнению с январем, фактически из 10 импортеров остался один). Так что кредитным организациям приходится использовать различные инструменты, чтобы стимулировать своих клиентов к тому, чтобы они сами позаботились о своих валютных счетах — на случай отключения от SWIFT или возможной заморозки при попадании банка в санкционный список. Банки Райффайзен и Тинькофф в качестве такого инструмента избрали введение платы за хранение средств на валютных счетах. «Все банки, наверное, в ближайший месяц введут аналогичные действия, какие-то процентные ставки, отрицательные ставки по валютным депозитам будут. В банке с этой валютой сделать ничего не могут, еще и несут риск в случае форс-мажоров, что эта валюта тоже будет заморожена», — считает финансовый эксперт, автор YouTube-канала «Деньги не спят» Василий Олейник.
Первым о введении комиссии за хранение средств на валютном счете 7 июня заявил Райффайзенбанк. Его клиенту придется заплатить 0,2% от суммы, превышающей 5000 в любой из пяти валют (долларах, евро, фунтах стерлингов, швейцарских франках и японских иенах). На аналогичный шаг решился и «Тинькофф», 9 июня известивший своих вкладчиков о том, что вводит комиссию в размере 1% в месяц для карточных счетов в долларах, евро, фунтах стерлингов и швейцарских франках при балансе свыше 1 тысячи условных единиц. «Я думаю, это будет веянием повсеместным. Банки будут вводить такие комиссии, одни чуть раньше, другие чуть позже. Происходить это будет до тех пор, пока в Россию не вернутся импортеры. Дальнейшее падение вряд ли возможно. Импорт будет расти, в первую очередь за счет замены западных поставщиков на восточных», — заключает бывший банкир, финансовый аналитик Константин Селянин.
Явный профицит валютной ликвидности вынуждает реагировать и регулятора. ЦБ РФ еще с 2016 года проводит политику девалютизации, сдерживая рост валютного кредитования. В условиях же нарастающего санкционного давления Банк России приступил к разработке правовых основ для введения отрицательных ставок по валютным депозитам для юридических лиц. Разумеется, курс на девалютизацию вынуждены держать и кредитные организации — в частности, закрывать валютные счета. «Содержать валютные счета — это означает для банка убытки и риски, поэтому все банки будут разными способами сейчас пытаться избежать валютных пассивов, снизить их долю. У банков для этого существуют дополнительные комиссии, с учетом этих комиссий и штрафов, соответственно, окажется, что выгоднее в краткосрочном периоде конвертировать активы в рубль», — полагает генеральный директор аналитического агентства «БизнесДром» Павел Самиев.
Начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий называет сложившуюся из-за санкций ситуацию «насильственной девалютизацией». «Фактически имеет место переход к отрицательным процентным ставкам по вкладам в долларах и евро, и это вполне естественная тенденция, потому что на рынке большой избыток этих валют. Евро поступают в страну за газ, и, соответственно, из-за того, что импорт почти невозможен, накапливается большая сумма евро и долларов, которые просто лежат без движения. Так что отрицательные ставки — это неизбежное следствие санкций. Обналичить валюту, хранящуюся в банках, невозможно из-за ограничений. Соответственно, клиенты вынуждены терять деньги на комиссиях. Такая насильственная девалютизация. Есть, конечно, еще альтернатива — уходить в юани, рупии, видимо, там не будет отрицательных комиссий, но вряд ли россияне так будут делать. Возникает ведь валютная ловушка для населения», — объясняет эксперт.
«Тинькофф» прилагает все усилия, чтобы помочь своим клиентам выбраться из этой ловушки: банк объявил об акции на бесплатные переводы по SWIFT до конца июня, чтобы вкладчики имели возможность без проблем вывести свои валютные сбережения. «Мы заранее информируем клиентов о том, что вынуждены взимать плату за размещение долларов США, евро, фунтов стерлингов или швейцарских франков. Мы даем возможность владельцам счетов в иностранной валюте бесплатно перевести эти средства на свои другие счета, инвестировать в ценные бумаги, золото или конвертировать в другие валюты. В ближайшее время мы предложим клиентам счета в альтернативных валютах. Это вынужденная мера, она обусловлена ненадежностью зарубежных партнеров по работе с валютой для России и нацелена на уменьшение валютной позиции банка», — рассказали в «Тинькофф». У владельцев вкладов есть достаточно времени, чтобы обдумать свою реакцию.