Экономика
Россия взяла курс на опережающее импортозамещение
События последнего времени, включая распространение коронавируса, ставят перед Россией задачи развития импортозамещения не только в сельском хозяйстве, но в промышленности.
В противном случае на фоне ослабления курса рубля (в этом месяце курс доллара взлетел до 75 рублей) и падением доходов в нефтянке стране грозит рост стоимости импортных товаров, например тех, что ныне с выгодой закупаются в КНР. Судите сами: ФТС информировала о том, в 2019 году из Китая РФ импортировала продукции на 54,1 млрд рублей — 22% от всего объема российского импорта в стоимостном выражении.
Не случайно центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования сообщает о грозящем россиянам кратном росте цен на ширпотреб, лекарства, химию.
Тем временем ФТС сообщила, что за первые два месяца 2020 года российский импорт из дальнего зарубежья составил 29,9 млрд долларов, что на 1,9% больше соответствующего периода 2019 года. И еще: в минувшем январе положительное сальдо внешнеторгового баланса РФ сократилось на 18% , или до 13,7 млрд долларов в годовом исчислении.
Потребители, как правило, замечают плоды импортозамещения на стоимости и присутствии на прилавках продовольствия из-за границы. Расчеты, ведущиеся с 2014 года, доказывают эффективность работы в этой сфере. С этим соглашаются и ведущие российские ритейлеры: рост объемов отечественной сельхозпродукции, существенное сокращение или вовсе отказ от импортного продовольствия. За всем тем, следует понимать, что импортозамещение продуктов питания лишь узкий сектор от потребности экономики России.
К примеру, отечественное импортозамещение, кроме сельского хозяйства, масштабно представлено в технологических парках по переработке твердых коммунальных отходов, в нефтегазовом комплексе.
В частности, по словам руководителя центра компетенций технологического развития ТЭК Минэнерго РФ Олега Жданеева, в химической и металлургической отраслях народного хозяйства импортозамещение достигло стопроцентого уровня. Как утверждается собеседником, то же возможно в отрасли производства электронной компонентной базы.
Председатель совета Ассоциации производителей электронной аппаратуры и приборов Светлана Аполлонова без обиняков признаёт, что «зависимость России от импортных микросхем колоссальная». По её мнению, чтобы изменить ситуацию, госкомпании обязаны развивать российскую электронику. Иначе они останутся чувствительными к внешним угрозам, как-то кибератаки, прекращение поставок, влияние скрытых возможностей в зарубежном оборудовании.
Ей вторит первый зам. председателя комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенев:
— Промышленные компании, главным образом, опираются на решения отечественного производства. Волатильность курса рубля и прогнозируемая волна банкротств ряда финансовых институтов, в противном случае, могла бы их заморозить.
Примеры тому имеются: авиадвигатели – в Рыбинске, вертолетные двигатели – в Санкт-Петербурге, новейшие гидравлические экскаваторы на «Уралмашзаводе», комплектующие для горнодобывающей техники — в «Черновские ЦЭММ». В той же плоскости промышленного импортозамещения находятся текстильная промышленность, фармакологическое производство. Эта работа ведется по нацпрограмме «Цифровая экономика». Стратегическая задача состоит в создании экосистемы продукции за счет обеспечения технологической независимости от импорта.
На современном этапе экономического развития импортозамещение в Российской Федерации развивается не хаотично, как при прежнем правительстве, а системно — на базе федеральных и национальных проектов. Курс взят на комплексное изменение стратегической роли России в мире. Смена правительства РФ, члены которого несут груз персональной ответственности за выполнение планов импортозамещения, реальное и действенное тому подтверждение.