Экономика
Устами цирковых — о скандале вокруг Казанского цирка
29 апреля этого года в Казани прошла масштабная вечеринка Focus — иммерсивное шоу с солидным диджейским лайнапом и продажей алкогольной и табачной продукции. Всё бы ничего, если бы не место проведения этого действа — вечеринку устроили в Казанском цирке. И хотя организаторы шоу опровергают курение и распитие алкоголя прямо на арене, но некоторые средства массовой информации отмечали, что и то и другое вполне себе можно было купить в фойе.
Казань — прекрасный и интересный город. Муниципальная программа «Развитие культуры в городе Казани на 2018-2024 годы» предусматривает финансирование в объёме 12 миллиардов рублей: на эти деньги должны сохраняться и развиваться культурные учреждения. Статистика неумолима — существует тенденция снижения популярности традиционных учреждений культуры. И, казалось бы, молодых людей нужно приобщать к культуре. А современный цирк — это не просто модернизированное учреждение культуры, а настоящий культурный центр притяжения, формирующий новый образ досуга и творческого развития. Но благие намерения подчас ведут по неверному пути: вместо создания условий для повышения привлекательности цирка и расширения целевой аудитории цирковой среды — рейв на манеже, алкоголь в фойе и сигареты с ароматизаторами.
«Независимая газета» пообщалась с цирковыми артистами разных поколений — о скандале вокруг Казанского цирка, о творческом взаимодействии и единстве целей, об уровне культуры молодежи и позитивном имидже постсоветского цирка на мировой арене.
Советский и российский цирковой артист-дрессировщик, Народный артист Российской Федерации, Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства Николай Павленко уверен, что привлекать молодёжь в цирк нужно, но не таким образом, как в Казани: «Нужно повышать культуру зрелищ, по-настоящему показывать людям цирк. Сегодня цирковое искусство становится открытым, выходит к людям, которые с нетерпением ждут открытых репетиций и премьер цирковых спектаклей по всей стране».
Современные цирковые программы интересны не только для детей, но и для взрослых. Они насыщены действием, красочны и в некоторой степени грандиозны. А российский цирк всегда считался одним из самых лучших в мире. Тем более сейчас, когда цирковые представления с участием российских артистов имеют широчайшую географию, их номера и аттракционы постоянно завоевывают призовые места на международных конкурсах и фестивалях.
Гендиректор Большого Московского цирка, Народный артист России Эдгард Запашный также уверен, что залог успеха российского цирка заключается в том, что все независимые друг от друга структуры эффективно между собой взаимодействуют: «Сегодня цирки объединяются идейно и финансово, происходит обмен артистами, циркуляция гастролей, приглашения на фестивали и другие значимые мероприятия. Ключевым для всех нас должны быть сотрудничество и союзничество».
Однако вернёмся в Казань. Старожилы уверены, у руководства цирка, как и у организаторов мероприятия, отсутствует чувство святости и сакральности цирковой арены. Даже у людей, никогда не бывавших в цирке по причине удаленности регионов или отсутствия возможности к посещению цирковых представлений, есть твердое убеждение, что цирк — это территория детства, свободного от пороков взрослого мира. Девиз российского цирка сегодня — искусство, понятное каждому. Так думали и организаторы, пригласив взрослых «очутиться в весенней сказке», желая донести миру некое волшебство.
Возможно, кто-то и постиг это «волшебство», но по всей видимости через пары алкоголя или того хуже.
«Цирк — это народное искусство, которое всегда было самым зрелищным и привлекательным, при всей своей простоте оно захватывает зрителя, объединяя балет и спорт, кино и драматическое искусство. И когда в 90-е годы в театрах произошла трансформация, и культура театра существенно упала, то цирк сохранил свою самобытность, изящество, культуру, усовершенствовал программы, технику исполнения, и это была общемировая тенденция». Цирк — это великий храм искусства, а любовь к цирку как религия», — отметил руководитель и основатель Театра кошек, клоун и дрессировщик, народный артист РСФСР Юрий Куклачев.
В лихие годы жизнь была сложна: тогда помещения — в том числе и цирков — сдавались в аренду коммерсантам, или под какие-то увеселительные мероприятия, ничего общего с понятием «культура» не имевших. И сегодня, конечно, такие истории попросту не должны повторяться. И разве могут привить людям чувство бережного отношения к объектам культуры и искусства те, у кого оно атрофировано, разве служат подобные мероприятия повышению уровня культурной активности жителей Татарстана, разве может глава культурного учреждения воспринимать его как производственное помещение, а не как место для семейного досуга, интересуется Николай Павленко.
Эдгард Запашный подчеркивает, что Казанский цирк был и остается независимым хозяйствующим субъектом, однако он по-прежнему зависим от качественных программ, работающих на постоянной основе. На сегодняшний день в стране только три цирковых структуры производят по-настоящему масштабные цирковые шоу: компания Росгосцирк, Большой Московский цирк и цирк Никулина на Цветном бульваре. «Руководство казанского цирка в обозримом будущем может столкнуться с серьезным спадом посещаемости цирка, поскольку отказ от сотрудничества с ведущими цирковыми структурами страны привело к тому, что казанский зритель уже сегодня не имеет возможности видеть эти шоу у себя в республике», — считает Запашный.
Воплощение высокой миссии приобщения к искусству невозможно там, где утрачивается чувство уважения к институтам культуры. Хорошо бы это вспомнить и деятелям из Казани.