Здоровье
Законодатели предложили активно внедрять систему телеосмотров работников предприятий, не уступающую по качеству очной медицине
Предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей общественного транспорта и работников опасных производств должны стать более тщательными – с тем, чтобы минимизировать риски ДТП, которые всё ещё возникают из-за неудовлетворительного состояния водителей. Об этом, как и о необходимости законодательного обеспечения проведения таких медосмотров, в том числе с применением телемедицины, говорили участники круглого стола, состоявшегося в стенах Госдумы.
В дискуссии под руководством вице-спикера Госдумы Игоря Ананского участвовали эксперты Общественной палаты, некоммерческих объединений, разработчики телемедицинских решений, а также руководители профильных комитетов Госдумы, Минтранса, Минэкономразвития и Минздрава. Участники мероприятия сошлись на том, что активное внедрение технологий в медицину позволяет более эффективно оценивать состояние людей. Это позволило бы решить проблему с невозможностью найма врача и фельдшера в каждую автоколонну по стране. Ведь от того, насколько здоров водитель, выходящий в рейс, зависит не только его собственная жизнь, но и жизни пассажиров. И, к сожалению, количество случаев ДТП со смертельным исходом, причинами которых становилось именно состояние водителей, в стране по-прежнему велико.
По словам Игоря Ананских, нынешняя цель парламентариев — довести процесс до принятия федеральных законов, которые создадут комплексную систему регулирования телемедицинских осмотров для работников на транспорте, объектах энергетики и химической отрасли. Разработчики систем медицинского наблюдения на расстоянии привели множество данных и собственный опыт эффективного внедрения и, главное, более качественной постановки диагнозов. Ведь такие системы позволяют проводить консультации с лучшими врачами и профильными специалистами. Кроме того, что также немаловажно, телемедицинские технологии являются более экономически выгодными для предприятий.
Но телемедицину можно внедрять не только в транспортной отрасли. К примеру, одними из первых готовы использовать новые технологии предприятия угольной промышленности. Совсем недавно, 18 мая, в первом чтении принят законопроект о госрегулировании в области добычи и защиты угля, в том числе включивший вопросы соцзащиты шахтёров и проведения их медосмотров. Новые технологии позволят снизить производственный травматизм и риски аварий.
Транспортники – одна из самых больших категорий работников, которым телемедицина может помочь решить насущные вопросы по контролю за состоянием водителей. О том, что это действительно большая проблема, говорил председатель комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов: «Мы не можем в каждую автоколонну найти врача, мы даже фельдшера не можем там разместить».
И транспортные компании уже внедряют телемедицину в свою практику. Хотя это и не носит пока массового характера. Депутат Морозов напомнил, что в рамках одного из пилотных проектов были обследованы с помощью мониторинга артериального давления, что позволило у более чем 35% водителей определить ту или иную стадию артериальной гипертензии (повышенное артериальное давление).
А ведь есть помимо водителей общественного транспорта ещё и водители такси, пользователи каршеринговых сервисов. Председатель комитета Госдумы по труду и соцполитике Ярослав Нилов указал, что периодические медицинские осмотры и диспансеризация при помощи телемедицины могут эффективно дополнять друг друга. В перспективе, отметил депутат, речь может идти о дистанционном блокировании двигателя транспортного средства профессионального водителя в том случае, если результаты минимального телемедицинского исследования не позволяют водителю управлять автобусом или иным транспортным средством. Или же если зафиксированы пары алкоголя.
Участники круглого стола единогласно признали необходимость более тщательного подхода к безопасности людей, а потому указали на необходимость оперативной разработки и принятия закона о прохождении медицинских осмотров с помощью телемедицинских технологий.
«Откладывание законодательного обеспечения о проведении предрейсовых и послерейсовых осмотров водителей недопустимо», — заявил зампреда комитета ГД по транспорту Владимир Афонский.
Законодательная база для применения телемедицинских осмотров была создана Государственной Думой ещё в 2017 году. Летом 2020 года были внесены поправки в Закон «Об основах охраны здоровья граждан» и в Закон «О безопасности дорожного движения», а в январе 2021 года были в первом чтении приняты поправки в Трудовой кодекс, касающиеся телемедицинских осмотров.
«Сейчас, в соответствии с поручением президента России, продолжается работа по совершенствованию законодательства в сфере применения передовых телемедицинских технологий. Дистанционные осмотры в период пандемии особенно нужны сотрудникам таких непростых и ответственных отраслей, как угольная, энергетическая, химическая и транспортная, где условия работы сложны, а цена ошибки и нездоровья конкретного сотрудника может оказаться очень высокой», — заключил Игорь Ананских.