Калининград
Высшее ценообразование: из чего складывается стоимость обучения в вузе
В России стоимость высшего образования увеличилась на 15% по сравнению с предыдущим годом, следует из доклада Росстата.
Данные ЕМИСС также показывают подорожание: семестр обучения в государственном вузе увеличился на 19%, в негосударственном на 20%. Разбираемся, в чем причины повышения стоимости на образовательные услуги.
Затраты на подготовку специалистов выросли. Стоимость обучения регулируется во многом исходя из затрат вуза на подготовку специалиста. Повышение цен из-за востребованности специальности основным фактором повышения цен не является.
Государством устанавливаются и ежегодно пересматриваются базовые нормативные затраты на оказание услуг, которые включают около полутора десятков видов расходов, из которых формируется цена подготовки одного специалиста.
В эти затраты входят заработная плата преподавателей и иного персонала, затраты на приобретение материальных запасов и особо ценного движимого имущества, на приобретение учебной литературы, периодических изданий, издательских и полиграфических услуг, электронных изданий, на повышение квалификации преподавателей, на коммунальные услуги, на содержание объектов недвижимого и особо ценного движимого имущества, на приобретение услуг связи и ряд других. При расчете нормативных затрат для некоторых видов расходов (заработная плата, коммунальные платежи и проч.) также дополнительно применяются региональные коэффициенты.
В РЭУ на часть программ установлена минимальная допустимая нормативами стоимость обучения. Установление стоимости ниже норматива означало бы нецелевое использование государственных средств, выделенных на подготовку одних студентов, для обучения других студентов. В 2019 году цены на образовательные программы бакалавриата и специалитета в РЭУ выросли в среднем на 6%, магистратуры — на 2,8%, а аспирантуры — на 15,3%.
Разделение на группы. Все направления подготовки разделены на три стоимостные группы в зависимости от требований Федеральных государственных образовательных стандартов к подготовке специалистов. С 2019 года внутри третьей (самой дорогой) группы есть также подгруппы, часть направлений подготовки перешла из одной группы в другую по сравнению с 2018 годом. Основная разница между группами — в перечне (и, соответственно, стоимости) оборудования и количестве преподавателей (и, соответственно, затратах на оплату труда).
Перевод направления «Дизайн» в третью стоимостную группу в 2019 году выразился в увеличении цены на 59,5%. Такой рост цены связан с тем, что по новым нормативам государственного финансирования «Дизайн» подразумевает более высокую трудоемкость образовательного процесса за счет малых размеров учебных групп.
Иностранные программы дороже. Обучение дополнительных студентов требует дополнительных площадей, оборудования, персонала, энергоресурсов и т.д. Кроме того, за программы, имеющие международные и национальные общественные аккредитации, за приглашение гостевых лекторов из-за рубежа и практиков из отрасли, а также ряд других важных составляющих образовательного процесса государство не «доплачивает» вузам, соответственно, им приходится это делать за счет внебюджетных средств. По части программ, особенно реализуемых на английском языке, флагманских, аккредитованных различными структурами, вузы устанавливают стоимость платного обучения выше, чем базовые нормативные затраты.
В целом каждый вуз старается найти оптимальное соотношение между стоимостью обучения и возможным количеством студентов, принятых по этой стоимости, поэтому ни один вуз без существенных оснований не поднимает стоимость обучения.
Дмитрий Штыхно, проректор по развитию РЭУ имени Г. В. Плеханова, специально для Вестника СЗФО (Калининград).