Калининград
Госпредприятие намерено обанкротить санитарную авиацию
Авиакомпания «СКОЛ» из Калининградской области пытается спастись от банкротства: соответствующее обращение направлено в адрес губернатора Антона Алиханова, министерств транспорта и промышленности и торговли РФ. Кризисный 2020 год и убыточная работа в рамках социальной миссии по спасению людей отразились на работе предприятия, а вместо рассрочки платежей кредитор требует изъятия имущества у санитарной авиации.
Этим кредитором выступает Государственная Транспортная лизинговая компания – АО «ГТЛК», — принадлежащая Минтрансу. «СКОЛ» получила в лизинг 35 воздушных судов – 7 вертолётов «Ансат», 23 вертолёта Ми-8 и 5 самолётов L-410. Закупка проводилась в 2017-2019 годах в рамках госпрограммы обновления российского авиапарка и федерального проекта «Развитие санитарной авиации».
Следует отметить, что «СКОЛ» — крупнейший заказчик отечественной техники в этой сфере. Работа ведётся от Хабаровска до Калининграда и все эти года к работе санитарной авиации никаких вопросов не возникало. Половина лизингового парка авиакомпании используется для полётов в 14 регионах РФ.
Пандемия коронавируса резко изменила ситуацию. К этому добавились зарубежные спасательные миссии. В итоге у ООО «Авиакомпания «СКОЛ» образовалась кредиторская задолженность перед АО «ГТЛК» в размере трёх миллиардов рублей. Правительство РФ тяжесть ситуации понимало и выделило 23,4 миллиарда рублей российским авиакомпаниям на компенсации убытков, зарплату персонала, лизинговые платежи, оплату стоянки самолётов и вертолётов, а также текущую операционную деятельность. Решение принималось по указанию президента Владимира Путина.
Из-за ограничений полётов на приколе воздушные суда «СКОЛа» стояли 9 месяцев – с осени 2019 до середины 2020 года. Это было связано с процедурными вопросами по распределению государственных подрядов для санитарно-авиационных работ, а кроме того, в 2019 году заработала новая схема финансирования таких работ – оплата начала производиться постфактум, только за выполненные работы и без оплаты дежурства экипажа и судна, сообщает «Курьер Медиа».
«Рыночный тариф лётного часа не обеспечивал и до настоящего момента не обеспечивает безубыточную эксплуатацию новых воздушных судов, которые необходимы для выполнения авиационных работ в целях оказания медицинской помощи», — сообщили в авиакомпании.
Финансовое положение «СКОЛа» должен был поправить крупный контракт с Индонезией, куда в конце 2019 года направились 11 вертолётов Ми-8. Однако наложенные ограничения из коронавируса во всём мире привели к тому, что «СКОЛ» недополучила примерно миллиард рублей. И это не говоря о том, что пришлось сократить работы для нефтегазовой промышленности.
Ситуация пришла к ожидаемому финалу: субсидии государства перестали покрывать расходы. Но в этой ситуации довольно странно выглядит позиция кредитора – государственной компании, которая не хочет идти на уступки и требует от авиакомпании исполнить свои обязательства, а если этого не будет сделано – забрать имущество. Зачем уничтожать прибыльное предприятие, попавшее в сложное положение из-за Covid-19? Ведь «СКОЛ» не отказывается от своих обязательств, а просит просто реструктуризировать задолженность – достаточно понятный и хорошо известный финансовый инструмент в работе кредиторов и должников.
«Многократные обращения ООО «Авиакомпания «СКОЛ» на протяжении 2019-2021 годов в адрес АО «ГТЛК», о реструктуризации образовавшейся задолженности и реструктурирования текущих лизинговых платежей с целью рентабельной эксплуатации новых воздушных судов в сравнении с воздушными судами старой модификации, возраст которых значительно превышает 25 лет, остались без ответа», — говорится в обращении авиакомпании в федеральные министерства.
При этом «СКОЛ» справедливо отмечает, что за реструктуризацией платежей обратилось большинство российских авиапредприятий. И лизингодатели прекрасно понимали и входили в ситуацию. Несмотря на риски. Почему этого не хочет сделать «ГТЛК» — вопрос открытый. Хотя ей предложили подписать мировое соглашение о реструктуризации задолженности и предоставлении гарантий, в том числе в виде залога в 30% долги в уставном капитале авиакомпании. Хотя имеющаяся практика АО «ГТЛК» по урегулированию задолженности других авиакомпаний, проводимая неоднократно, как правило не предусматривает каких-либо дополнительных требования по обеспечению реструктуризации.
Как видится, наиболее приемлемым для всех сторон выходов была бы именно реструктуризация задолженности и текущих платежей за счёт увеличения срока лизинга до 15 лет. Однако переговоры в тупике и надежда только на профильные ведомства.
Впрочем, эксперты рынка говорят, что позиция «ГТЛК» связана с тем, что государственное предприятие подумывает над поглощением «СКОЛа». Об этом, в частности, свидетельствует намерение обанкротить авиакомпанию по дефолтному сценарию, заявленное 20 апреля. Уже есть три вступивших в силу решения суда о взыскании задолженности с авиакомпании «СКОЛ» в пользу «ГТЛК» на 2,4 миллиарда рублей.
Финалом этой истории может стать прекращение деятельности по оказанию срочной медицинской помощи в регионах России, расторжение международных контрактов и окончательный крах предприятия. Кредитор уже пытается изъять имущество компании с помощью судебных приставов. Не исключено, что таким путём трудная ситуация, возникшая по объективным обстоятельствам, будет использована для рейдерского захвата.
Всё это смахивает на страстное желание заполучить активы, хотя это и нанесёт ощутимый удар по развитию малой и санитарной авиации в стране. А значит – лишит кого-то помощи в трудную минуту или даже жизни.
Отметим, авиакомпании «СКОЛ» включена в реестр в качестве перевозчика для предоставления услуг миротворческой миссии ООН по линии Мировой продовольственной программы (UN WFP).