Ленобласть
Как выбрать качественный пансионат для престарелого родственника
Иногда случается так, что пожилого родственника уже нельзя оставлять одного: развитие старческой деменции, прогрессирующая болезнь Альцгеймера, потребность в круглосуточном медицинском уходе… Все это причины по которым люди ищут достойные пансионаты, чтобы обеспечить своим родным безопасность и комфорт. Коммерческие пансионаты для стариков — сравнительно новая услуга на российском рынке, и очень важно разобраться в деталях, прежде чем привозить родственника в то или иное заведение.
Российский рынок услуг по сопровождению пожилых людей с ментальными или физиологическими проблемами только формируется, он еще недостаточно зарегулирован государством, поэтому качество пансионатов может быть кардинально разным и ориентироваться только на цены не стоит.
Существуют коттеджи, в которых под присмотром управляющего, пары медсестер и сиделок живут от трех до десяти стариков. Есть пансионаты на несколько десятков постояльцев, в услуги которых может быть включено или не включено медицинское обслуживание. Бывают реабилитационно-восстановительные центры.
Выбор на рынке — на любой вкус и кошелек. И каждый формат имеет право на жизнь. Однако, некоторые вещи должны насторожить.
Расположение
«Пансионаты для пожилых людей не могут располагаться вблизи крупных дорог, — комментирует главный врач пансионатов Ленинградской области «В Мичуринске», «Во Всеволжске» и «Канонерский остров» Валентина Жаркова. — Вокруг здания обязательно должна быть огороженная территория для прогулок. Это вопрос безопасности постояльцев. Кроме того, зона прогулок — ухоженный парк — должна быть оборудована достаточным количеством скамеек, дорожек, по которым может проехать коляска»
Если территория пансионата или коттеджа выглядит неухоженной, на дорожках асфальт с ямами или своей прогулочной зоны совсем нет — это тревожный звоночек. Скорее всего, вопрос с прогулками тут не решен, а это губительно для здоровья пожилых людей.
Внутри здания
Прежде чем определять родственника на постой, следует внимательно осмотреть здание изнутри. Оптимальная температура в пансионате для престарелых составляет 22-24 градуса. Коридоры и палаты должны быть хорошо освещены. Лестницы — оборудованы пандусами и перилами. В палатах на каждого человека должно приходиться на менее 5 кв метров. Большое количество народа и скученность не только способствует созданию эпидемий, но и плохо сказывается на психологическом здоровье. Длительное нахождение в таких условиях для здоровья вредно.
Насторожиться стоит, если в заведении не очень чисто, посетителям не предлагают бахилы, на поверхностях лежит пыль, а в воздухе чувствуются неприятные запахи.
«Обязательно выясните чем и как кормят постояльцев, — рекомендует Валентина Жаркова. — Мало просто посмотреть меню, лучше дождаться завтрака, обеда или ужина и хотя бы визуально оценить качество блюд. В идеале — попробовать.»
Условия договора
Если для заключения договора представители пансионата просят что-то кроме паспорта и медицинских справок, например выписку с банковского счета, информацию о движимом или недвижимом имуществе, то с большой долей вероятности, это мошенники.
«Договор заключается или с родственником постояльца, или с ним самим, если он дееспособен, — говорит Валентина Жаркова. — Для подписания контракта требуется паспорт и набор медицинских справок: они нужны для понимания, в каком состоянии здоровье постояльца, какие медицинские услуги ему потребуются. Кстати, до подписания договора нужно выяснить, есть ли у заведения медицинская лицензия, имеются ли штатные медики, какую помощь они могут оказать»
По мнению эксперта, лучше, если пансионат состоит в государственном реестре социальных услуг. Это гарантия того, что заведение проходит государственные проверки, соответствует всем нормативам и любые мошеннические схемы исключены.
Мелким шрифтом
Дьявол, как обычно, кроется в деталях. Поэтому еще до подписания договора нужно обозначить важные для клиента вещи: какую дополнительную медицинскую помощь персонал пансионата может или должен оказывать постояльцу? Что может предпринять персонал, в случае возникновения внештатной ситуации?
«Например, пожилой человек после пары дней пребывания настоятельно просится домой, — рассказывает Валентина Жаркова. — Удерживать постояльца насильно ни в коем случае нельзя. Поэтому надо сразу договориться с родственниками, кому можно звонить в подобных случаях и как скоро родственники смогут забрать бабушку или дедушку. Очень важно понимать, что пансионат — это не закрытое учреждение, и никто не вправе ограничивать перемещения постояльцев. Если человек в достаточно здравом уме, чтобы выйти за территорию и сходить в магазин или на прогулку, то никто ему в этом не откажет».
Ограничение свободы дееспособных постояльцев, запрет на посещения или сильное ограничение посещений — все это нарушение прав. В легальных заведениях такого быть не должно.
Действующие лица
«Чаще всего, уровень качества пансионата можно понять, внимательно посмотрев на постояльцев и персонал, — делится наблюдениями Валентина Жаркова. — Обратите внимание, насколько чистыми и ухоженными выглядят бабушки и дедушки. Чем пахнет в палатах. Никаких затхлых, больничных и прочих неприятных ароматов быть не должно. Оцените, насколько опрятен и доброжелателен персонал. Раздраженные сиделки в несвежей одежде и всклоченные медсестры, позволяющие себе хамить — показатель плохого заведения».
Хороший пансионат поможет пожилому человеку с определенными проблемами прожить старость комфортно и в достойных условиях. Плохой — лишь ускорит развитие всех болезней. Стоимость ухода может быть одинаковой, а качество — разным. Поэтому выбирайте пансионат осознанно, не упуская деталей.