Образование
Исследователь СПбГУ: специалисты должны уметь грамотно излагать свои мысли
Вестник СЗФО. В Калининграде БФУ имени Канта посетила кандидат филологических наук, и.о. завкафедрой теории и методики преподавания искусств и гуманитарных наук факультета свободных искусств и наук СПбГУ (Санкт-Петербург), один из разработчиков образовательного стандарта «Искусства и гуманитарные науки» Марина Калашникова.
Она прочитала аналитический доклад: «Еще раз о компетентностном подходе: зачем это студенту и зачем это преподавателю?», — прокомментировали собкору в Калининграде сегодня, 5 февраля 2018 года, в БФУ
Интервью коллег из БФУ с гостьей университета продолжает важный разговор о специфике гуманитарного знания в современном мире.
— Марина Владимировна, Вы являетесь одним из разработчиков федерального образовательного стандарта «Искусства и гуманитарные науки». В чем его суть?
— Суть его в компетентностном подходе, являющемся по большому счету инструментом, который при умелом использовании может открыть большие возможности для индивидуализации процесса обучения, для раскрытия творческого потенциала студентов и преподавателей. С помощью этого инструмента можно оттачивать навыки работы в команде, способность видеть и слышать других людей, развивать критическое мышление и так далее.
— А почему это важно?
— Это важно потому, что эти умения востребованы ничуть не меньше, чем собственно, профессиональные навыки. Давать специальные знания мы давно научились и знаем, как это делается. А вот как сформировать у студента компетенцию по работе в коллективе? Как научить его мыслить критически? Так раньше вопрос не ставился вообще. То есть, если человек сможет сам этому всему научиться — хорошо, если не сможет — ну что делать…
Такой подход, определенно, устарел. Поэтому мы в своей работе стараемся ставить акценты на универсальные компетенции — навыки XXI века.
И они чрезвычайно важны для любого специалиста — химика, физика, биолога. Ведь все они должны уметь грамотно излагать свои мысли, все они должны уметь писать тексты. А с этим, как показывает практика, у многих выпускников есть серьезные проблемы.
Человек может хорошо разбираться в своём предмете, но не уметь при этом передать свои знания. Он приходит в школу и начинает говорить с детьми академическим языком, и его никто не понимает. А все дело в том, что учитель не умеет переключать языковые регистры, просто не знает, что это возможно. Между тем, подобного рода навыки довольно легко прививаются. И, если бы все специалисты ими обладали, то выходило бы больше научно-популярных статей, что повышало бы престиж фундаментальных знаний.
— Какие еще задачи в сфере образования можно решить, применяя компетентностный подход?
— Сейчас, к сожалению, многие курсы, которые не относятся напрямую к выбранной специальности, часто воспринимаются студентами как что-то второстепенное. Но именно такие курсы при правильном преподавании помогают расширить горизонты и оказать помощь в изучении профессии.
Не важно, кого вы готовите — психологов, политологов или историков. Всем им было бы, как минимум, не лишним уметь разбираться в искусстве — чтобы человек не приходил на выставку авангардистов и не говорил про квадрат Малевича, что я тоже так смогу нарисовать.
Но для того, чтобы добиться понимания таких вещей, мало одних лекций. Нужен творческий диалог между преподавателем и студентами, нужны нестандартные подходы, нужны открытые дискуссии во время занятий, письменные задания, интерактивные методы преподавания.
Мы часто все жалуемся, что у студентов очень узкий кругозор, но я уверена, что ситуация исправима. Просто нужно несколько изменить подходы, начать работать по-другому. Вообще мне кажется, что высшая школа сильно недооценивает значимость профессиональной подготовки педагогов. Принято считать, что школьный учитель должен обладать какими-то особыми навыками, а для вузовского преподавателя они вроде как не совсем обязательны.
Главное, чтобы он хорошо разбирался в своем предмете, ведь студенты — взрослые люди, которые знают, зачем пришли в вуз, их не надо развлекать, им нужно просто давать специальные знания. На самом деле все это не совсем так. Если мы хотим выпускать полноценных, востребованных специалистов, нам надо менять подходы. Есть специфические техники, навыки, помогающие работать с современными студентами и помогающие добиваться нужного результата.
— Каковы ваши планы сотрудничества с БФУ?
— Если у коллег возникнет желание перенять технологии, о которых я говорила, мы можем организовать программу повышения квалификации. Она у нас разработана, и мы можем обучить всех желающих.
Нам, я имею в виду кафедру теории и методики преподавания искусств и гуманитарных наук факультета свободных искусств и наук СПбГУ, это интересно.