Петербург
«Зеленые» технологии добавили 850 рублей к себестоимости строительства квадратного метра
В Санкт-Петербурге текущее положение «зеленого» строительства в России обсуждали 3 декабря на круглом столе «Green-девелопмент по-петербургски: цена вопроса и реальная экономия»
В каком формате находят свою реализацию «зеленые» технологии в России? Какова реальная польза и экономия от применения таких технологий? Насколько green-девеломент увеличивает размер инвестиций в объект? Эти и многие другие вопросы, которые волнуют не только потребителей, но и инвесторов и девелоперов, которые еще не сталкивались с «зеленым» строительством.
За круглым столом собрались представители компаний, реализующих «зеленые» проекты в различных сегментах недвижимости, эксперты в области сертификации по экологическим стандартам и юридическому сопровождению подобных проектов.
Участники дискуссии сошлись во мнении, что потенциал для роста «зеленой» недвижимости в России есть, но пока для этого у многих игроков рынка недостаточно знаний о самом green-девелопменте и понимания, насколько эффективны такие объекты. Поэтому за круглым столом эксперты делились опытом.
«Качество – один из основных принципов нашей работы, именно поэтому при возведении бизнес-центра мы использовали «зеленое» строительство, — говорит Ольга Пономарева, вице-президент группы компаний. — Возведение офисных зданий согласно «зеленым» стандартам создает, прежде всего, комфорт для арендаторов. Идеальный микроклимат в помещениях обеспечивают системы рекуперации воздушных потоков и система автоматизации «Умный дом», которые создают наиболее благоприятные температурные условия, регулируют уровень освещенности в разное время суток. Кроме того, энергоэффективные технологии позволяют значительно сократить потребление ресурсов».
Применение «зеленых» технологий при строительстве бизнес-центра уже дает свои результаты. «Бизнес-центр еще не введен в эксплуатацию, а практически половина арендопригодных площадей уже сдана. Наши арендаторы – это преимущественно зарубежные компании, чьи акции котируются на биржах в Нью-Йорке и Лондоне. В таких компаниях высоко развита корпоративная социальная ответственность, что обязывает их размещать свои представительства в зданиях, сертифицированных по «зеленым» стандартам. Бизнес-центр сертифицирован по системе LEED Gold», — отмечает девелопер.
В настоящее время в мире наиболее распространены две системы экологической сертификации LEED и BREЕAM. BREEAM сосредотачивает внимание на качестве строительства, строительных материалов, экономических стратегиях по развитию локальных рынков вблизи строительства. LEED в свою очередь, делает глубокий акцент на энергоэффективности, инновациях в проектировании, инновациях при эксплуатации и социальных аспектах.
«На сегодняшний день в России в процессе сертификации по этим стандартам находится около 60 объектов, что является очень небольшим показателем в сравнении с мировой практикой, — отмечает Майя Петрова, партнер юридической фирмы. — К примеру, в Европе количество «зеленых» объектов превысило тысячу, а в США – две с половиной тысячи».
По мнению экспертного сообщества эта ситуация объясняется несколькими факторами. Во-первых, девелоперы неохотно применяют энергоэффективные технологии, так как подобные проекты требуют дополнительных инвестиций, которые окупаются не сразу. Во-вторых, «зеленое» строительство на рынке недвижимости в нашей стране стало развиваться совсем недавно и реализованных проектов пока мало, поэтому многие девелоперы относятся к эко-строительству скептически и с опаской. Кроме того, для развития green-девелопмента в стране необходима поддержка государства, которое пока медленно, но уже начало работу в этом направлении.
«В 2009 году был принят Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», а в прошлом году были разработаны национальные экологические стандарты с применением систем LEED и BREAM, – говорит Майя Петрова. — Сейчас у нас существует добровольная экологическая сертификация по системе «Зеленый стандарт». Пока по этой системе добровольно решил сертифицироваться лишь один объект».
Сертификация проектов безусловно важна, как подтверждение высокого качества строительства и применяемых технологий. «Но то, что волнует инвестора в первую очередь – это деньги: инвестиции и эксплуатационные затраты, — говорит Евгений Тесля, Директор департамента энергоэффективных и экологичных решений и технологий. — Основными «зелеными» технологиями, позволяющими снизить эксплуатационные затраты, являются системы рекуперация тепла, системы автоматизации и диспетчеризации, ограждающие конструкции, использование дождевой воды после очистки, использование так называемой «серой» воды – когда вода из душевых очищается и повторно используется для поливки территории, мытья паркинга, смыва в санузлах. Данные технологии не увеличивают размер инвестиций в проект, либо снижают их на этапе покупки технических условий на энергоносители, за счет уменьшения величин электропотребления, тепловой мощности, водопотребления и канализования.
Оценить энергоэффективность объекта можно еще на этапе проектирования, для этого применяется энергомоделирование. С помощью этого инструмента можно определить, каким образом распределяется энергетическая нагрузка здания и обозначить, какова будет экономия на объекте. Таким моделированием при возведении объекта жилого дома премиум класса воспользовалась компания.
«На сегодняшний день по расчетам модели энергоэффективности наш объект имеет следующие показатели: 24% экономии электроэнергии, 20% по водоэффективности, экономия тепла составляет около 30%, — утверждает Александр Сиротин, генеральный директор компании. — Достигается все это за счет использования «серой» воды для технических нужд комплекса, использования светодиодных ламп в освещении, применения самых современных стеклопакетов и покрытия в виде энергоэффективной пленки, систем рекуперации тепла. Что касается инвестиционных затрат, «зеленые» технологии добавили 850 рублей к себестоимости строительства квадратного метра, но стоит отметить, что эти затраты ложатся на плечи застройщика и не учитываются при формировании ценообразования объекта».