Образование
Аспирант в Петербурге ищет ответ на вопрос, почему жители мегаполисов переходят на круглосуточный образ жизни
В Санкт-Петербурге на вопрос, почему жители больших городов переходят на круглосуточный образ жизни и как это влияет на их здоровье, в своем исследовании попытался ответить аспирант Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) Дмитрий Коменденко.
Санкт-Петербург – это мегаполис, который никогда не спит. Однако человеческий организм тысячелетиями приспосабливался к тому, чтобы бодрствовать днем, а ночью отдыхать.
Во все времена человек покорял новые пространства, однако подчинить себе время ему не удается до сих пор. И речь идет вовсе не о машине времени, а о том, как нам покорить ночь или как ей не покориться. С тех пор как в XIX веке в городах появилось искусственное освещение, ночь здесь стала наступать все позже. И обратного процесса уже никогда не произойдет, ведь в ночную экономику вовлекается все больше людей. Так, во Франции и Германии до 10-15% всех трудящихся работают в темное время суток периодически и 3-5% — постоянно.
«Меня заинтересовало, как люди взаимодействуют с пространством и временем в ночные часы, прежде всего в Петербурге. Также я пытаюсь провести сравнение с западноевропейскими городами, такими как Берлин и Хельсинки», — рассказал Дмитрий Коменденко о своей работе. Тема диссертации аспиранта СПбГУ (кафедра региональной политики и экономической географии) — «Пространственно-временная динамика урбосистемы Санкт-Петербурга».
Пространственно-временной режим — это режим работы и расположение различных заведений, образование «островков» ночной жизни и их связь между собой. К слову, бары и клубы — это активная и заметная, но далеко не единственная часть ночной жизни. В Петербурге, например, есть такие круглосуточные предприятия, которых в Западной Европе не существует: цветочные и книжные магазины.
Дмитрий Коменденко отмечает, что бурная ночная жизнь — удел мегаполисов. В маленьких городах нет предпосылок для развития ночной инфраструктуры. Хотя большие города и даже столицы тоже друг другу рознь. Если сравнить Петербург, например, с Хельсинки, то по насыщенности ночной жизни счет будет в нашу пользу. Однако Северная столица России имеет свою специфику, непосредственно влияющую на ночную жизнь, — мосты.
Логичным решением проблемы представляется круглосуточная работа метрополитена, которая с недавних пор осуществляется по праздникам. Но, к сожалению, круглосуточного метро каждый день, как в Нью-Йорке или Копенгагене, у нас, скорее всего, не будет — это экономически не обосновано. Выходом могли бы стать уже действующие линии ночных автобусов и поездов метро (участок «Адмиралтейская» — «Спортивная»), если бы их маршруты были более продуманными и постоянными, а главное, если бы все горожане о них знали.
У европейских городов в плане организации ночной жизни Петербург мог бы позаимствовать удобный ночной транспорт и введение time-policy — подразделения администрации, в обязанности которого входит наблюдение за жизнью города в определенные часы. «Влиять на ночную экономику можно — это видно на примере запрета продажи алкоголя. Конечно, чтобы оценить его воздействие на ночную жизнь и экономику в целом, нужны тщательные исследования. Проблема в том, что у нас есть пространственное планирование, но нет временнόго. А живем мы не только в пространстве, но и во времени», — отмечает Дмитрий Коменденко.
Почему вообще стоит изучать и налаживать ночную жизнь? Ведь известно, что нарушение режима сна и бодрствования, неизбежное у полуночников, приводит к целому ряду физиологических расстройств. Ночное освещение в ряде случаев может стать канцерогеном, а сон до обеда — привести к набору лишнего веса, ведь из-за неполучения необходимого освещения вовремя не запускаются процессы, регулирующие обмен веществ. Словом, человеческий организм в течение тысяч лет приспосабливался к тому, чтобы ночью спать, а днем бодрствовать. Стоит ли ломать этот привычный порядок вещей?
Похоже, сегодня у жителей больших городов нет выбора — им придется смириться с круглосуточным образом жизни, уверяют собкора Вестника СЗФО в пресс-службе СПбГУ. Поэтому важно адаптироваться к новому ритму и помнить, что не все люди по своим биологическим особенностям могут плодотворно работать ночью. Это значит, что в ночные смены должны идти «совы», а режим сна нужно особенно тщательно учитывать на крупных предприятиях и технических объектах. Ведь большинство техногенных катастроф, таких как авария на Чернобыльской АЭС или на химическом заводе в Бхопале (Индия), происходило в ночное время, и чаще всего из-за человеческого фактора.