Петербург
Олег Волин — о том, как построить успешный бизнес в режиме вызова
Российская розничная торговля постепенно движется в сторону от маленьких базаров и магазинчиков к крупным форматам, где человек может найти всё. С одной стороны это хорошо для покупателя, но с другой — теряется контакт продавца и покупателя.
Разумеется, современная городская среда не слишком приспособлена с размеренному походу в магазин или на рынок, но всё же есть предприниматели, которые хотят сохранить классический формат человеческого общения. Один из них — Олег Волин, о котором рассказывает «Российская газета».
Бизнесмен поставил во главу угла человека и его желания. Ему удалось убрать основную преграду между покупателем и продавцом — прилавок. Проще говоря — сократить дистанцию между желаниями и предложениями. И это не просто причуда, а точный расчёт. У Олега Волина была возможность хорошо изучить западные традиции торговли, но он пришёл к исконному русскому купечеству и предпринимательству.
По словам бизнесмена, зарубежная модель не рассчитана на партнёрские отношения между покупателем и продавцом. В России же всё иначе — именно доверие является тем базисом, на котором выстраивались отношения купцов и их клиентов. Хотя концепция была задумана и реализована еще в 2012 году, она неожиданно эффективно показала себя в реалиях мира изоляции и ограничений.
Олег Волин может говорить о своём детище бесконечно: его компания «УниверсалРесурс» планировала создать масштабный «Строительный двор Петровский», но не по типу привычного торгового центра, а в формате русской ярмарки, когда на один товар — один павильон, или на одну группа товаров — одна торговая площадь. Пассажная форма оказалась очень востребованной в нынешний коронавирусный кризис: ведь каждый магазин располагал отдельным входом с улицы, что позволяло видеть торговую точку и избегать лишних контактов. К каждой из них в 25 зданиях можно подъехать на автомобиле.
Ох, сколько критики пришлось выслушать Волину: мол, не взлетит, и лучше всего вернуться к традиционным формам. Однако же, теперь бывшие скептики уже не вспоминают свои железобетонные аргументы против строительного молла нового поколения. Идея Олега Волина оказалась не только реализуемой, но и вполне успешной.
«В текущей парадигме современного рынка не осталось места проектам, где под финансовую модель подгоняют идею. Только если идея живет в головах и является настоящей потребностью, она может стать основой для какой-то монетизации», — поясняет Волин.
Идея, реализованная в «Строительном дворе», пришлась ко двору и в новом проекте: унылую бетонную коробку, стоящую на весьма платёжеспособном направлении Новой Риги, бизнесмен превратил в уникальный, удобный и комфортный для покупателя «Петровский Фермерский Базар». Трезвый расчёт и отличная концепция дали нужный результат — сейчас фермерский базар стал одним из самых привлекательных мест, обладающих своей эксклюзивной спецификой.
Волин говорит о большой исследовательской работе, проведённой перед реализацией проекта. Предпринимателю хотелось понять: можно ли перенять европейские идеи, форматы европейских рынков. Как оказалось, что-то — да, но глобально — едва ли. Зато можно передать ее дух и эксклюзивность, помноженные на русский размах. Волина вдохновляли не европейские гастрономы наподобие Поля Бокюза или Джейми Оливера, а наш Иван Шмелев с его культом русских разносолов, традиции базаров и известных купеческих торговых домов.
Разумеется, и здесь звучала критика. Однако Волин был непреклонен: бизнес-идея не просто жизнеспособна, а являет собой новый и современный формат торговли. Даже больше — времяпровождения. Это возможность отдохнуть между покупками и перекусить тут же в Бистро. Или наоборот — специально приехать в «Петровский Базар», чтобы пообедать-поужинать, заказав блюда из заранее выбранных свежих продуктов, можно и с бокалом вина.
Юридические подвохи и организационные вопросы потребовали времени, но были решены. В 2012 году «Петровский Базар» распахнул двери. По сути, это был первый в стране фуд-корт — формат торговли, ставший в последние годы таким популярным, к которому пришли предприниматели во многих российских городах. В 2013 году «Базар» стал сенсацией для ресторанного бизнеса столицы: Пьер Ганьер, шеф с тремя звёздами Мишлен, не продлил контракт с известным транснациональным гостиничным холдингом, а его команда отправилась поднимать «Французское Бистро» на «Петровском Базаре».
Но реализовать концепцию было бы трудно без партнёров, разделявших с Волиным его идеи порядочного отношения и взаимопонимания. Испытав все это на себе, бизнесмен начал строить деловые отношения на условиях гуманности и человеческого уважения. Этот негласный, но понятный всем участникам бизнес-процесса кодекс чести, создает ясную атмосферу доверия и уверенности.
И это дало результаты и в нынешние непростые времена: во-первых, поставщики снизили долю добавочной стоимости, а владельцы торговых площадей — проявили гибкость с арендной платой. Словом, Волин и его партнёры приложили усилия для того, чтобы покупатели не почувствовали скачка цен.
Что дальше? У Олега Волина по его признанию ещё много идей. Таких же прорывных, как и прежде. Всё, что он намерен делать, можно обозначить так: инновации, вековые традиции, уважение и доверие между людьми.