Петербург
Депутат Госдумы Алексей Кобилев: государственно-частное партнёрство в сфере IT нуждается в продуманной законодательной базе
Президент России Владимир Путин заявил о планах создать в стране шесть крупных исследовательских центров, которые будут работать в области IT-технологий. Государство готово инвестировать в этот проект порядка шести миллиардов рублей — то есть по миллиарду рублей на каждый центр. Это стало ещё одной мерой стимулирования быстрорастущей отрасли отечественной экономики. Государство и бизнес ищут пути эффективного взаимодействия. И тема эта достаточно интересная и глубокая.
О том, как развивать механизмы государственно- и муниципально-частного партнёрства (ГЧП / МЧП) и концессий в сфере информационных технологий не только на федеральном, но и на региональном уровне, говорили в рамках рабочего совещания (в рамках видеоконференции), в котором приняли участие депутат Госдумы и председатель Комитета ОКМО по муниципально-частному партнерству Алексей Кобилев, заместитель министра строительства Александр Козлов, руководитель центра развития инвестиций и ГЧП в цифровой экономике НИИ «Восход» Надежда Кострюкова, начальник отдела ГЧП Департамента развития сектора экономики Минэкономразвития Виктор Чудов, а также другие заинтересованные в развитии государственно-частного партнерства лица. Модератором мероприятия выступил член Совета Федерации Константин Долгов. Участники совещания обсудили пакет законодательных изменений, которые призваны увеличить темпы привлечения частных инвестиций в реализацию региональных проектов цифровой экономики, а также повысить их коммерциализацию и эффективность.
Основа любого взаимодействия, да ещё такого многогранного, лежит в законодательной плоскости. Текущая нормативная база даёт возможность заключения соглашений в отношении объектов, относящихся к информационным технологиям, в том числе в части государственных информационных систем. Однако есть и пробелы: остались неучтенными особенности создания и ввода в эксплуатацию систем, создаваемых на основании концессионных соглашений. Эксперты говорят о том, что отсутствие таких положений, которые бы учитывали такие особенности, создаёт определенные барьеры и риски, а значит — стопорит развитие отрасли.
Депутат Госдумы РФ Алексей Кобилев обратил внимание коллег, что с принятием 173-ФЗ созданы возможности для заключения концессионных соглашений в отношении объектов IT, включая государственные и иные информационные системы.
«Модели государственного и муниципально-частного партнёрства являются распространенной формой взаимоотношений для сфер, которые являются драйверами развития государственных институтов региональной экономики. Финансирование из госбюджета таких высокозатратных направлений, как цифровизация госуправления, находит серьезные препятствия в дотационных регионах. Впрочем, регионы-доноры также сталкиваются с необходимостью в первую очередь финансировать социальные проекты и откладывают на потом задачу по формированию собственного цифрового пространства. Но затраты на создание или модернизацию, а также на повышение эффективности государственных цифровых сервисов может брать на себя бизнес, который планирует возвращать затраты за счет коммерциализации созданного им продукта», — говорит Кобилев.
По его мнению, бизнесу можно было бы передать транспорт, сферу услуг, в том числе ЖКХ, а также телекоммуникации, здравоохранение и безопасность. «Здесь механизм МЧП начинает буксовать в равной степени, как в IT проектах, так и в любых других сферах», — обращает внимание депутат, продолжая: «В нынешнем контексте институт МЧП остро нуждается в упрочнении своего законодательного статуса и финансового положения».
На начало сентября 2020 года, Минкомсвязи насчитывает более 35 потенциальных концессионных проектов в сфере создания государственных ИТ-систем на федеральном и на региональном уровнях.
«Среди очевидных проблем — действующее законодательство», — считает Алексей Кобилев.
Сейчас Минэкономразвития готовит изменения в Федеральные законы №№ 115 и 224, но даже в этих изменениях есть изъяны. Об этих недочётах говорило множество экспертов, и все они важны для работы именно механизма МЧП, будь то в сфере ИТ или любой другой. Суть необходимых изменений депутат Госдумы РФ излагает следующим образом: «Во-первых, требуется законодательно закрепить финансовые гарантии концессионера, дать права выступать в роли поручителя субъекту федерации по кредитным обязательствам муниципального образования. Данная мера разрабатывается в министерстве экономического развития в отношении проектов в сфере ЖКХ. Мы же предлагаем распространить данную норму на соглашения всех видов и сфер; второе — важно определить сложившиеся в деловом обороте и в судебной практике понятия капитального гранта, платы концедента и минимального гарантированного дохода».