Петербург
«Муниципальной реформе» Бельского предрекли провал
Аппарат губернатора Александра Беглова при непосредственном участии нового спикера Законодательного собрания Александра Бельского планирует продолжить кампанию по вытеснению сторонников Вячеслава Макарова из политического пространства города. На это рассчитана «муниципальная реформа» Смольного, провести которую, как считают в экспертном сообществе, вряд ли удастся.
В ходе парламентских выборов, завершившихся 19 сентября и сопровождавшихся многочисленными нарушениями и фальсификациями, Смольный сформировал выгодный для себя состав петербургского ЗакСа. Его новым председателем был избран бывший вице-губернатор Александр Бельский, сменив на этой должности ушедшего в Государственную Думу Вячеслава Макарова. Противостояние Смольного и «полковника» продолжалось на протяжении долгого времени, и поворотным моментом в этом конфликте стали прошедшие выборы.
На первый взгляд, Беглову и Бельскому удалось одержать победу, но в экспертном сообществе считают, что команда губернатора допустила ошибку. Так, бывший главный редактор информационно-новостного издания MR7 Сергей Ковальченко выразил мнение, что наиболее выгодным вариантом для Смольного могло стать сотрудничество с Макаровым. Это помогло бы провести в Заксобрание большее количество кандидатов от «Единой России», и тогда Беглов смог бы отчитаться за «хорошие» выборы.
«Это уже такая пиррова победа над Макаровым. Проще, мне кажется, было им с ним договориться и жить в мире и согласии. Он бы избрал им, конечно, скандально, но ЗакС был бы более… Там было бы больше единороссов. И отчитались бы перед Москвой за хорошие выборы. А так получается вот эти 34% позорные, куча фальсификаций», —констатировал Ковальченко.
Но Беглов и Бельский решили пойти другим путем, преследуя одну из своих главных целей — устранить Макарова и его сторонников с политической арены. После избрания спикером Александр Николаевич начал «зачищать» Заксобрание от лояльных «полковнику» сотрудников, назначив своего бывшего заместителя Константина Гриневича начальником аппарата спикера. До него этот пост занимал Юрий Таничев, проработавший под началом Макарова 8 лет.
При этом «чистка», как планируют в аппарате губернатора, должна затронуть не только депутатов Заксобрания города, но и муниципальные образования. По информации СМИ, в Смольном уже начали продумывать проведение «муниципальной реформы» в рамках довыборов в сентябре 2022 года, чтобы «зачистить» город от лиц, аффилированных лично с Макаровым или с депутатами, которые пока еще остаются ему преданными. Идея заключается в «перенарезке» границ 111 муниципалитетов с их дальнейшим укрупнением. Об этом Александр Бельский заявлял в эфире телеканала «78», но при этом признал, что муниципалы добровольно не согласятся слагать полномочия.
В экспертном сообществе заявляют, что на утверждении Беглова уже находятся два плана разбивки по муниципалитетам на сентябрь 2022 года. Об этом в своем телеграм-канале «АНП – агентство новостей политики» сообщил политтехнолог, аналитик петербургской политической повестки Вадим Полежаев. По мнению эксперта, один из них скорее всего принят не будет, а второй команда губернатора постарается реализовать.
«Идея, которой будут руководствоваться – перенарезать все МО таким образом, чтобы у местных элит (прежде всего депутатов Законодательного собрания, но не только) не осталось никакого влияния на земле», – уточняет Полежаев.
Политтехнолог отмечает, что из 111 муниципальных образований может быть сформировано лишь от 40 до 55, причем борьба будет идти за каждое отдельное МО и за каждую администрацию. Однако, по данным других источников, количество муниципалитетов планируется уменьшить до 80. Но в настоящее время эта задача для Бельского является невыполнимой, тем более в такие короткие сроки, так как провести реформу, чтобы добиться укрупнения муниципалитетов и единовременного переизбрания их советов, можно только по инициативе самих мундепов. Кроме того, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает порядок решения эти вопросов исключительно с учетом мнения населения. Так как реформа изначально направлена на зачистку советов, муниципальные депутаты вряд ли согласятся инициировать процедуру.
Но выйти с законодательной инициативой об изменении границ муниципалитетов могут не только мундепы, но и Законодательное собрание города или губернатор. В таком случае необходимости в проведении полноценного референдума нет, и будет достаточно простого опроса. Но даже этот сценарий предполагает либо истечение срока полномочий действующих муниципалов, либо их добровольное сложение мандатов. Поэтому Беглову и Бельскому вряд ли удастся перенести общегородскую муниципальную кампанию на 2022 год и добиться того, чтобы сохранившие лояльность Макарову депутаты досрочно отправились на выборы и проиграли. Наиболее вероятно, что им придется отложить свои планы на 2024 год, когда официально истекут полномочия действующих мундепов.
Однако через три года также будут проходить и губернаторские выборы, а после скандальных кампаний 2019 и 2021 гг. весь избирательный процесс в Северной столице очевидно будет взят под жесткий контроль федерального центра. В Москве понимают, что Смольный не будет заниматься организацией честных и открытых выборов из-за амбиций Беглова по укреплению своей власти в городе. В связи с этим губернатору, с большой долей вероятности, просто не позволят опять использовать административный ресурс и ангажированность избирательной системы Петербурга в свою пользу. Учитывая открытый конфликт с Центризбиркомом на фоне «грязных» парламентских выборов, а также отсутствие поддержки губернатора среди населения города, можно предположить, что полномочия Беглова завершатся либо уже в 2022 году, либо в 2024-м, во время выборов главы региона.