Connect with us

Петербург

Владислав Иноземцев: бизнес и государство устали от стабильности

Четкие правила игры — один из важнейших запросов бизнеса к государству. Это позволит не только расчертить границы, но и обеспечит экономический рост — как только предприниматели поймут, где ответственность государства кончается и где начинается социальная ответственность бизнеса. Сформулированная в последние годы «стабильность» со стороны государственного аппарата ныне словно оковами удерживает экономику от роста.

Антон Силуанов. Фото: ТАСС
Антон Силуанов. Фото: ТАСС

«Какой смысл в стабильности, когда в действительности нам нужно создавать новые рабочие места, нам нужен рост экономики, рост доходов населения», — заявил в первый день Петербургского международного экономического форума первый вице-премьер российского правительства Антон Силуанов. С ним согласен и экономист и директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев, который в колонке для РБК делится своими впечатлениями о том, что показала дискуссия на ПМЭФе и том, что должно стать драйвером роста как экономики в целом, так и доходов простого человека.

Для начала необходимо отметить, что сам по себе форум в Петербурге оказался что называется про государство. Точнее сказать: спонсорами стали почти исключительно госкомпании, а основными темами стали нацпроекты. И если многие представители госкомпаний и министерств демонстрировали оптимизм, то другие — их коллеги — пребывали в паническом настроении. И дело не только в том, что сформулировал Силуанов, но и в том, что министр финансов России не видит серьезных макроэкономических дисбалансов. В том, что предприниматели не находят перспективных ниш для инвестирования, а граждане почти распрощались с надеждами на рост уровня жизни.

Разумеется, как и среди юристов, у двух экономистов — три мнения. Если, к примеру, глава Счётной палаты Алексей Кудрин уверен, что российская экономика может ускориться только в результате смягчения кредитно-денежной политики и снижение ставок, через изменение бюджетного правила, то ответственный за экономики вице-премьер считает, что стратегия роста в том, чтобы точечно, очень концентрированно тратить деньги на дотирование процентных ставок и специальные инвестиционные соглашения и «стабилизационные оговорки».

Между тем, напоминает Владислав Иноземцев, более половины регионов попросту провалили достижение ключевых показателей, установленных в майских указах Владимира Путина. Причина тривиальна: развиваться в сложившихся условиях становится почти невозможной задачей. Собственно, ежегодный рост экономики в 1,5-2% — тому подтверждение. Шлейфом следует и отток капитала. Ясно, что без радикальных изменений не обойдётся. Но дело-то в том, что реально никто к таким преобразованиям не готов. Это может пошатнуть стабильность. Но нужна ли такая стабильность?

Фото: ТАСС
Фото: ТАСС

«Поэтому в ближайшее время более вероятным выглядит выбор некоей промежуточной тактики: правительство, которому нужно изыскивать средства для роста экономики на базе увеличения инвестиционной активности, будет всеми силами стремиться улучшать инвестиционный климат в рамках имеющегося у него мандата, в который явно не входит существенное изменение работы правоохранительной системы и тем более модернизация остальных институциональных рамок», — уверен Иноземцев.

Это значит, что инвестиции будут привлекаться на основе диалога между бизнесом и властью — своего рода государственно-частное партнёрство, целью которого главным образом становится обеспечение гарантии вложений, а не активное инвестирование со стороны властей. Уж больно нестабильны правоохранительные органы и судебные инстанции. Кстати, на форуме в Петербурге вновь анонсировали внесение в Госдуму законопроекта о защите и поощрении капиталовложений — документ предусматривает неизменность налоговой базы на протяжении всей жизни инвестиционного проекта. Господин Силуанов даже отметил, что речь пойдёт о суммах более миллиарда рублей, то такая «стабилизационная оговорка» может быть оформлена в виде соглашения.

Хорошо ли это? Едва. Ведь государство потенциально может связать себя по рукам и ногам в части общего регулирования бизнеса.

С другой стороны, неплохо взглянуть на мировой опыт. «Практика индивидуальных инвестиционных соглашений, курирования отдельных проектов чиновниками и адресных послаблений хорошо показала себя в 1970–1980-е годы в Японии, способствовав ее ускоренному технологическому развитию», — пишет экономист, задавая параллельно вопрос о качестве государственного регулирования и готовности власти держать слово.

Владислав Иноземцев обращает на важный момент, касающийся действия властей. В частности, по его мнению оказавшись не в состоянии создать прочные основы классического правового государства, в котором закон имеет одинаковую трактовку и равную силу для всех, политическая элита готова к эксперименту по ограничению практики «ручного управления» через ее собственное же развитие. «Потребность обеспечить экономический рост вызывает запрос на четкие правила, пусть пока и не универсальные. Упорство, с которым представители условного либерального лагеря в правительстве стремятся внедрить новые практики в жизнь, свидетельствует о понимании ограниченности возможностей экономических маневров, но в то же время и о желании усовершенствовать существующие практики», — уверен директор Центра исследований постиндустриального общества.

ПМЭФ в очередной раз доказал, что решить наиважнейшие проблемы российского общества и экономики без нового договора власти и бизнеса едва ли осуществимая задача. Нефтяная рента — очень ограниченный инструмент, которым можно добиться лишь незначительных результатов и, как видно, мизерного экономического роста. Если у Кремля действительно есть желание изменить ситуацию, то первое с чего следовало бы начать, так это общаться с бизнесом не с позицию силы, а с позиции равного партнёра. Арестовать в любой день и по надуманному поводу — большого ума не надо. А вот выстроить отношения с предпринимателями таким образом, чтобы хорошо стало людям, власти, и, конечно, самому бизнесу — дело непростое. «Судя по выступлениям представителей финансового блока правительства, такое понимание есть. Вопрос в том, удастся ли реализовать обещанное, не меняя сакральных основ существующей модели», — заключает Владислав Иноземцев.

Кликнуть для комментирования

Оставить реплику

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лента новостей

Криминал

В отношении одного из следователей Петербурга возбудили дело за вымогательство 500 тысяч рублей

Тосненская городская прокуратура Ленинградской области возбудила уголовное дело против следователя УМВД России по Невскому району Санкт-Петербурга. Обвиняемый следователь вымогал взятку...

Петербург

В Санкт-Петербурге сгорел шалаш Ленина

В Санкт-Петербурге сгорел шалаш Ленина – речь идёт о временное жилище вождя на берегу Сестрорецкого залива. В МЧС подтвердили возгорание,...

Ленобласть

Филиал ПАО «Россети» провел диагностику энергообъектов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области

Филиал ПАО «Россети» — МЭС Северо-Запада провел тепловизионное обследование 900 км магистральных линий электропередачи в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Диагностика...

Петербург

Беглов: во Фрунзенском районе Петербурга построят ледовый стадион-трансформер

Утверждён проект планировки и межевания территорий во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга для строительства ледового стадиона для конькобежного спорта и хоккея. Рядом...

Рейтинг@Mail.ru