Петербург
Империя отдыха: как развивается туристическая инфраструктура России
Отечественный туризм официально признан одним из четырех главных отраслей несырьевого экспорта России. Разбираемся, что происходит с российской туристической индустрией. Растет ли спрос на внутренний туризм? Что необходимо сделать для комплексного развития отрасли?
Прямая зависимость. Перед российским туризмом, образованием, здравоохранением и транспортом поставлена стратегическая задача увеличить несырьевой экспорт услуг до 100 млрд рублей. Рост доходов от туризма должен обеспечивать растущий вклад этой отрасли в ВВП страны и достичь уровня развитых стран. Многие участники рынка и иные заинтересованные стороны утверждают, что рост доходов от туризма невозможен без господдержки по причине его серьезного несовершенства в нашей стране. Действительно, такая проблема существует. Однако одной лишь туристской инфраструктуры для развития туризма недостаточно. Детальный анализ показывает, что, за редким исключением, можно проследить прямую корреляцию между вложениями бюджетных средств в инфраструктуру туристских регионов и ростом спроса на данные регионы.
Главным драйвером развития туристской отрасли на период с 2011 по 2018 год должна была стать Федеральная целевая программа (ФЦП) «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)». Бюджетное финансирование в программе главным образом выделялось под развитие туристической инфраструктуры. Мониторинг эффективности программы показал, что при росте основных статистических показателей туристской отрасли за исследуемый период, таких как размер внутреннего и въездного туристского потока, количество коллективных средств размещения и ряд других из числа целевых показателей реализации ФЦП, были значительно нарушены показатели по развитию туристической инфраструктуры. По данным Счетной палаты, из 30 объектов обеспечивающей инфраструктуры туристических кластеров, инвестируемых за счет бюджетных средств, введено в эксплуатацию только 22. Из 108 объектов туристической инфраструктуры, запланированных к созданию за счет средств частных инвесторов, не создано 52 объекта.
Тем не менее в мае 2018 года утверждена новая концепция ФЦП на 2019–2025 годы с прогнозным объемом финансирования за счет средств федерального бюджета в размере около 70 млрд рублей. При этом на каждый рубль бюджетных средств необходимо привлечь не менее 2,2 рубля внебюджетных инвестиций. Как указано в концепции, конечным результатом программы будет являться рост совокупного туристского потока по России до 93 млн человек (рост в 28%), что позволит достичь запланированного увеличения вклада туризма в валовой внутренний продукт РФ более чем на 70% к концу 2025 года.
О спорт! 2018 год ознаменовался проведением такого крупного спортивного события, как Чемпионат мира по футболу, впервые проходившего в России. Сразу 11 городов России, которые принимали у себя футбольное первенство, получили бюджетные и частные средства за период с 2013 по 2018 год на развитие инфраструктуры. В отличие от Олимпиады-2014 и Универсиады-2013 большинство регионов смогли не влезть в дополнительные долги, поскольку основные траты на подготовку к ЧМ по футболу — 2018 взяли на себя федеральный бюджет и частный бизнес. Официально затраты России на подготовку к ЧМ по футболу — 2018 составили около 1,2 трлн рублей, которые были вложены в строительство спортивной и транспортной инфраструктуры, обустройство коммунальных и инженерных сетей, телекоммуникационной и энергетической инфраструктуры. Перед главным футбольным первенством появились качественные отели и хостелы, хорошие рестораны, комфортная транспортная логистика, была произведена модернизация аэропортов.
Для регионов России новая инфраструктура должна генерировать дополнительные налоговые поступления и сокращать будущие капитальные затраты. В опубликованном Правительством РФ исследовании компании McKinsey приведены расчеты, согласно которым эксплуатация построенной к ЧМ по футболу — 2018 инфраструктуры и увеличение турпотока могут приносить дополнительные 80–110 млрд рублей к инвестициям и 120–180 млрд рублей к ВВП ежегодно на протяжении следующих пяти лет. Однако так ли это?
Шесть лидеров. Россия по итогам весенне-летнего сезона 2018 впервые заняла второе место по популярности среди отечественных туристов. Лидирующие по объему туристского потока регионы России за 2018 год: Москва — 23,5 млн (рост 9% по отношению к 2017 году); Краснодарский край — 17 млн, в том числе Сочи — около 6 млн (рост 6%); Московская область — 15 млн (рост 7%); Санкт-Петербург — 8,5 млн (рост 13%), Крым — 6,8 млн (рост 28%).
Очевидно, что неоспоримым преимуществом Москвы является статус столицы, ввиду чего вклад доходов от туризма в ВВП региона составляет около 4% с перспективой роста до 8–10% к 2020 году. Кроме того, Москву отличают существенные вложения властей в транспортную логистику и обустройство городских пространств, навигация на иностранном языке, насыщенная программа культурных и досуговых мероприятий. Москва — регион, экономическая политика которого направлена на всестороннее развитие туристской отрасли, и который при этом располагает квалифицированными руководящими кадрами, общественными организациями и отраслевыми объединениями, поддерживающими интересы развития отрасли. Спрос на регион растет, а в Москве работают над увеличением пропускной способности. Например, модернизация московских аэропортов к ЧМ по футболу — 2018 и после его завершения способствует более высокому пассажиропотоку.
Краснодарский край имеет самый большой в стране номерной фонд и опережает все регионы по числу ночевок в гостиницах. Сочи, в инфраструктуру которого было вложено огромное количество бюджетных и частных средств еще к Олимпиаде-2014, демонстрирует рост туристского потока. Однако и здесь можно отметить, что важнейшую роль в привлечении туристов после окончания крупномасштабных спортивных событий играет насыщенный деловой и культурно-досуговый календарь мероприятий. Также Сочи располагает одной из самых качественных на Черноморском побережье России материальной базой гостиниц, ряд которых находится под управлением известных мировых сетей, что также отражается и на качестве предоставляемого сервиса.
Московская область не может похвастаться большими бюджетными расходами на туризм, но популярность среди туристов в значительной степени определяется географической близостью к Москве как к генератору основного платежеспособного сегмента туристов. Кроме того, определенная доля роста турпотока объясняется тем, что на подмосковных базах проживали все футбольные сборные во время проведения ЧМ по футболу — 2018.
Санкт-Петербург является безусловным лидером экскурсионного туризма и находится на втором месте после Москвы по количеству размещенных иностранцев. Но 2018 год стал проблемным с точки зрения продаж экскурсионных туров для внутренних туристов. В связи с ажиотажем вокруг ЧМ по футболу и ростом цен на услуги размещения и транспорта многие туристы остались дома и отложили свои поездки либо выбрали другие регионы на лето 2018. Тем не менее это отложенный спрос, и сразу с наступлением низкого сезона внутренний туристский поток стал восстанавливаться. Санкт-Петербург также проводит грамотную политику продвижения региона. По заказу Комитета по развитию туризма проводится разработка мета-бренда Санкт-Петербурга, результаты которого должны быть представлены в ближайшее время. Несмотря на огромное культурно-историческое наследие города, в нем постоянно продолжают открывать новые объекты, например, такие как Музей Фаберже, Музей современного искусства Эрарта, музей-макет «Петровская акватория».
В Крыму рост турпотока напрямую обусловлен вложениями в туристскую инфраструктуру и решением проблемы транспортной доступности полуострова и никак не связан с проведением ЧМ по футболу — 2018. Наряду с состоявшимся в апреле 2018 года открытием нового современного терминала аэропорта в Симферополе, знаковым событием прошедшего года стало открытие Крымского моста. Пока запущено только автомобильное сообщение, ввод железнодорожного сообщения планируется к концу 2019 года, что позволит Крыму в ближайшие годы значительно увеличить количество отдыхающих туристов. Региональные власти и представители турбизнеса Республики Крым прилагают огромные усилия к развитию туризма на полуострове. За 2018 год на территории Крыма было реализовано много интересных проектов и мероприятий: открыты новые туристические маршруты, винно-гастрономический тур «Винная дорога Крыма»; проведены фестиваль экстремального туризма «Extreme Крым», форумы отельеров и рестораторов, фестиваль «Детская Новая волна». Но при этом присутствуют значительные минусы, которые тормозят развитие отрасли. Это в первую очередь ограниченный доступ к квалифицированным кадрам, обуславливающий низкий уровень сервиса в отелях, отсутствие достаточного количества круглогодичных средств размещения, несогласованный событийный календарь, недостаточное продвижение региона.
Регионы просят огня. Кроме регионов — лидеров по количеству туристов важно провести анализ регионов, на которые действительно есть большой спрос и в которых туризм развивается очень медленными темпами из-за нехватки бюджетных средств на развитие инфраструктуры, а также большой территориальной удаленности. Одним из таких регионов является Камчатский край. 2018 год стал для него весьма успешным и благодаря развитию туристской инфраструктуры рост количества иностранных туристов за 2018 год вырос почти вдвое (с 15 тыс. в 2017 году до 25 тыс.). За прошедшие несколько лет на Камчатке были реализованы крупные проекты в рамках особых режимов территории опережающего развития Свободный порт Владивосток. В туризме проектов примерно 50 с общим объемом инвестиций около 7 млрд рублей. В регионе были построены новые средства размещения, крупнейший на Дальнем Востоке вертодром с аэропортовым комплексом. Значимость последнего объясняется тем, что основные достопримечательности края находятся на значительном удалении друг от друга и от крупных городов, и добраться до них можно только на вертолете. В планах на 2019 год еще нарастить турпоток иностранцев за счет расширения действующего здания аэровокзала, что позволит сделать пребывание пассажиров в аэропорту более комфортным, а также повысит качество оказываемых услуг. К 2021 году планируется к вводу новый международный терминал аэропорта, что, по оценкам инвестора, позволит увеличить пассажиропоток до 1 млн человек в год.
Итак, для комплексного развития туристской отрасли необходимо приложить немало усилий и располагать грамотной стратегией развития регионов наряду с финансовым обеспечением. Кроме того, туристская отрасль — это открытая система, на развитие которой существенное влияние оказывают внешние факторы: геополитическая обстановка, экономическая ситуация, имидж страны на международной арене и пр.
Что дальше? Есть много предпосылок, которые позволяют прогнозировать дальнейший рост спроса на внутренние туристические территории. Ряд крупных туристических компаний стал продвигать российский внутренний рынок (TUI, «Интурист» и др.). Важную роль в этом сыграл пилотный проект, разработанный Министерством культуры РФ, по предоставлению субсидий из федерального бюджета на поддержку туроператоров, обеспечивающих турпоток на приоритетных маршрутах по России (Карелия, Алтай и Бурятия, Приморский, Камчатский, Краснодарский и Алтайский края, Архангельская, Вологодская, Иркутская, Сахалинская и Тюменская области). Ввиду данного проекта появилась тенденция роста спроса на туры, необычные как по направлению, так и по содержанию, которые стали предлагать туроператоры. Это обеспечило рост организованного потока внутренних туристов в 2018 году на 10%. Тенденция продолжится и в 2019 году.
Анна Кошелева, доцент кафедры индустрии гостеприимства, туризма и спорта РЭУ им. Г. В. Плеханова.