Петербург
Наличие инфраструктурных кредитов не даст Смольному заработать на банковских депозитах
Петербургу одобрены инфраструктурные кредиты на сумму более 24 миллиардов рублей. Однако получение федеральной поддержки приведет к запрету размещать свободные бюджетные средства на банковских депозитах сроком более месяца. Из-за такого ограничения казна Северной столицы недополучит порядка 40 миллиардов рублей. В связи с этим губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов просит внести поправки в Бюджетный кодекс РФ.
Инфраструктурные кредиты, одобренные городу на Неве на прошлой неделе, выдадут на 15 лет под 3% годовых. Однако в соответствии со статьей 93.3 п. 1 Бюджетного кодекса РФ, эти кредиты накладывают определенные ограничения на возможность использовать банковские депозиты для свободных бюджетных средств. СМИ сообщают, что Александр Беглов в конце лета обратился к зампреду правительства РФ Марату Хуснуллину с просьбой внести изменения в законодательство.
«Возникает риск снижения доходной части бюджета субъекта, получившего инфраструктурный бюджетный кредит, ввиду недополучения доходов от размещения временно свободных средств бюджета», — написал Беглов в своем обращении.
Глава Петербурга отмечает, что сумма выданного Минфином кредита с учетом процентных выплат сопоставима с ущербом, вызванным невозможностью размещать банковские депозиты.
Однако эксперты уверены, что существующий запрет на вклады для регионов, получающих федеральные кредиты, более чем оправдан, поскольку лишает их возможности зарабатывать на выделенных Минфином средствах и создает условия для целевого расходования этих денег. В частности, об этом заявила первый проректор Международного банковского института имени А. Собчака Анна Затевахина.
«Получение излишних денежных средств ведет к росту стоимости обслуживания кредита и неэффективному использованию их в обороте. Это аналогично тому, если бы мы пошли в банк, взяли кредит и положили его на депозит», — уверена эксперт.
По мнению Затевахиной, разрешение на вклады для перекредитованных регионов чревато задержкой реализации проектов, на которые выделены деньги. К примеру, подрядчикам могут выплачивать деньги с опозданием из-за того, что средства находятся на депозите, срок которого еще не закончился.
Инфраструктурные кредиты выдаются на определенные цели. В случае с Петербургом речь идет о строительстве двух дорожных развязок (Витебской и Шкиперской) и обновлении парка подвижного состава СПб ГУП «Горэлектротранс». Судя по всему, Беглов рассчитывает создать «лазейку» в законодательстве, чтобы пополнять бюджет за счет депозитов, беря при этом федеральные кредиты под низкий процент.
Стоит отметить, что в Северной столице сложилась неблагоприятная экономическая обстановка. Многие сферы требуют срочного финансирования. Метростроение находится в глубоком кризисе. Городу не хватает объектов социальной инфраструктуры, высокие темпы жилого строительства только усиливают дисбаланс. Высказывалось мнение, что экономика Петербурга слишком медленно восстанавливается от ущерба, нанесенного пандемией коронавируса.
На этом фоне у экспертов вызывает подозрения желание Беглова направлять бюджетные деньги на депозиты сроком более месяца, имея федеральные кредиты. Интересно и то, в каких именно банках будут храниться эти вклады, ведь администрация губернатора не афиширует список организаций, аккредитованных для размещения бюджетных средств.
Примечательно, что ранее Александр Беглов говорил о пользе инфраструктурных кредитов для экономики Петербурга, поскольку они якобы поспособствуют сохранению бюджетного баланса и помогут сократить расходы на обслуживание госдолга. Однако выбранная Смольным политика лишь усугубляет сложную экономическую ситуацию в городе и провоцирует рост долгов, а значит увеличивает зависимость от Кремля.