Петербург
Ответ Лысенкова Губерниеву: как работает фабрика молодых талантов в Питере
В авторской рубрике «Три хоккейных хита» обозреватель «Матч ТВ» Павел Лысенков делится инсайдерской информацией, обсуждает новости и высказывает мнение на злободневные темы. Теперь поговорим о стратегии СКА, где в кризисное время вместо закупки дорогих звезд еще больше вложились в собственную молодежь.
Губерниев рассказал о хоккеисте из Воронежа
Только что я вернулся с записи двух больших интервью: читайте скоро на MatchTV.ru. Правда, мы с комментатором «Матч ТВ» и «КХЛ ТВ» Дарьей Мироновой, снимая передачу, говорили с гостями не вживую, а по Zoom. Реалии времени…
Меня зацепили два момента. Первым собеседником был Дмитрий Губерниев. Я спросил его о фигурном катании, почему Трусова ушла от Тутберидзе. В ответ Дима рассказал, что недавно ездил в Воронеж, и там ему представили юного талантливого хоккеиста со словами: «Вот, мальчик уезжает в СКА».
«Хорошо это или плохо? — спросил у меня Губерниев. — Многие ученики рано или поздно уходят от своих учителей».
Я вспомнил, что в последнее время СКА организовал два перехода — для тех, кто разбирается в юниорском хоккее, они стали бомбовыми. В систему клуба перешли 15-летний форвард Матвей Мичков и 16-летний голкипер Сергей Иванов. Чтобы вы понимали, в январе оба парня выиграли золото юношеской Олимпиады, и это случилось впервые в истории сборной России. Мичков набрал 14 (9+5) очков, Иванов в трех победных матчах отразил 94,0% бросков.
По стилю и позиции Мичков похож на Никиту Кучерова, а по Иванову загадывать не берусь — скорее по габаритам (180 см / 71 кг) он ближе к Евгению Набокову. Конечно, когда речь идет о 15-летних парнях, трудно угадать, кто из них вырастет. Тут большой риск. Но чтобы этот риск свести к минимуму, молодым игрокам нужно попасть в правильное место, где раскроют их талант.
Юношеский хоккей устроен так, что родители сами выбирают, где играть их детям — пока те не подписали профессиональный контракт. Мичков родился в Пензе, а в «Локомотив» переехал в 12 лет и там провел три сезона. Иванов — из Тюменской области, последние два сезона занимался в Магнитогорске.
Родители Мичкова и Иванова решили, что их детям лучше развиваться в Санкт-Петербурге. По закону СКА должен заплатить денежную компенсацию «Локомотиву» и «Металлургу», что и было сделано — каждый клуб получил по 400 тысяч рублей.
Генеральный менеджер «Магнитки» Сергей Ласьков возмущается, но как бы забывает, что Иванов — вовсе не их воспитанник. И не руководитель клуба может распоряжаться судьбой мальчика в 15 лет. Очевидно, почему родители делают выбор в пользу Питера. Тут играет роль не только фактор большого города. В Северной столице здорово развивают молодых.
Поэтому я совсем не удивлен, что неизвестный мне мальчик уезжает из Воронежа в Питер. Так бы я Губерниеву и ответил. Это переход наверх — из хорошей школы в одну из лучших. А вот по Трусовой я так не уверен. Школа Тутберидзе доказала, что является лучшей в мире. Академии Плющенко это еще нужно доказать.
Соколов пока не спешит в «Автомобилист»
Вторым гостем стал Егор Соколов — великолепный форвард молодежной сборной России, который сделал дубль в ворота шведов и вывел нашу команду в финал МЧМ в Остраве.
Егор уже три года живет в канадской семье, выступает за клуб «Кричащие Орлы из Кейп Бретона» (лига юниоров Квебека). Мечтает о драфте НХЛ, где, скорее всего, и будет выбран в этом году.
Я у него спрашиваю: «Наверняка после чемпионата мира тебя звали обратно в Россию. Почему не возвращаешься?» Егор рассказал, что в прошлом году его приглашали в «Автомобилист»: «Но пока есть малейший шанс зацепиться в Северной Америке, я буду играть там».
— Не заинтересован! — покачал головой Соколов.
Я задумался: а как вообще можно заинтересовать молодых, чтобы они оставались в России? Сейчас, когда экономический кризис и в КХЛ под гнетом потолка резко снижаются зарплаты. Тут я снова вернусь к Питеру.
Просто почитайте, что сегодня говорят игроки СКА, которые уезжают в НХЛ. Голкипер Алексей Мельничук провел всего 18 матчей в КХЛ, но этого ему хватило, чтобы показать себя и получить предложение от «Сан-Хосе». Защитник Артем Зуб приехал в 2016 году из Хабаровска и всего за три сезона взял Кубок Гагарина, выиграл золото Олимпиады, поехал на чемпионат мира. А теперь отправился в «Оттаву».
Сумасшедший прогресс связан с тем, что в Санкт-Петербурге очень хорошо вложились в инфраструктуру и тренерские кадры. Построена база «Хоккейный город», аналог которой трудно найти даже в Северной Америке. Это настоящая фабрика звезд.
Большая арена с двумя катками, множество спортивных залов, уникальные хоккейные тренажеры, гостиница и ресторан совсем рядом с Ледовым дворцом, где выступает СКА.
В Питере привлекают сильных тренеров по работе с юниорами. И в клубе выстроена грамотная вертикаль. Все команды — от детей до основного состава — работают в одном здании, общаются между собой, перенимают опыт.
Вот мальчику 16 лет. Он сначала отправляется в состав «СКА-Варягов», это одна из самых молодых команд МХЛ. Лучшие попадают в СКА-1946, который доминирует в Молодежной хоккейной лиге. Следующая ступень — «СКА-Нева» из ВХЛ, а потом — СКА из КХЛ.
Как раз такой путь прошли Данила Галенюк, Василий Подколзин, Кирилл Марченко и Иван Морозов. Они зажигали на молодежном чемпионате мира вместе с Соколовым. Специально в СКА создали молодежное звено, чтобы парни играли вместе на высшем уровне. И вы помните, что пятерка Морозова во многих матчах была одной из лучших. Из них словно готовят новое звено КЛМ.
А в новом сезоне — с учетом потолка зарплат, да если держать в уме этот вектор развития СКА, — я так понимаю, в Питере будет сразу два молодежных звена. И как раз в подобной обстановке мог бы развиваться Соколов. К тому же с командой занимается его тренер по молодежке Валерий Брагин. Но права на Егора принадлежат Екатеринбургу.
Зуб приехал из Хабаровска и целый год ходил с раскрытым ртом в СКА
Из СКА проще попасть в юниорскую, молодежную, взрослую сборную. Марченко и компания в январе сыграли в Остраве на МЧМ, а в феврале уже поехали с первой национальной командой в Стокгольм на шведский этап Евротура.
В СКА идет точечная работа с кадрами. Поэтому выбор Мичкова и Иванова мне понятен. При этом и в других клубах КХЛ развивают игроков. Скаутинг и школа в «Локомотиве», например, тоже сильны. Но мои коллеги задаются вопросом: какой форвард с импровизацией и креативностью вышел оттуда за последние 20 лет? Каких лидеров сборной России там подготовили? Есть сильный защитник Иван Проворов, был вратарь Семен Варламов, с которым выиграли ЧМ-2012, за океаном в «Коламбусе» играет защитник Владислав Гавриков, но он прошел дошлифовку своего таланта в СКА. Кто еще?
«Металлург» — это гениальный Евгений Малкин, но он уже почти 20 лет в большом хоккее. Есть вратарь Илья Самсонов. Есть защитник Виктор Антипин, но он посчитал, что в СКА будет развиваться лучше — в «Магнитке» его решили не удерживать, и Антипин уехал в Санкт-Петербург, совсем не выиграв в деньгах. Или вот из «Ак Барса» перешел Эмиль Галимов.
«Хотел бы выразить большую благодарность клубу СКА, руководству, всем, кто в меня вложил душу. Спасибо Роману Борисовичу Ротенбергу. «Он создает очень хорошие условия для команды», — сказал Артем Зуб в недавнем интервью MatchTV. — И сами представьте, как ты впечатлен, когда приезжаешь из Хабаровска в СКА. Ходишь целый год с открытым ртом. Потрясены даже те, кто переходят из больших клубов. Организация СКА — одна из лучших в России. Если не самая лучшая.Все условия созданы, своя база построена, персонал очень здорово помогает. Я очень благодарен всем в СКА и болельщикам за то, что для меня делали и какой окружали теплотой. Очень рад и счастлив, что в свое время перешел в Питер. Для меня это была большая удача».
Каждый выбирает свой путь. Вот 16-летний Иван Мирошниченко, набравший 12 (6+6) очков на Олимпиаде, отправился в клуб «Маскигон Ламберджэкс» из юниорской лиги США (USHL). Возможно, из Мирошниченко получится второй Андрей Свечников. Пусть у него все получится. Я знаю примеры, когда перспективный российский игрок уезжал за океан и стопорился в развитии. Никто там возиться не станет. Ты должен давать результат, причем на любом уровне.
Если собрался уезжать, то можно сделать это, когда ты стал взрослым зрелым игроком. Когда тебе уже 22-23 года. Но нужно все взвесить, прежде чем принимать решение. Кем тебя видят — одним из лидеров клуба или игроком с контрактом новичка для глубины состава? Важно развиваться, а не выбиваться из ритма, теряя уверенность в себе. А потом возвращаться в КХЛ и наверстывать упущенное.
Ну, а Мичков и Иванов сделали свой выбор. Буду за ними пристальнее следить. В конце интервью с Соколовым я спросил: «Кем ты видишь себя в 2024 году?»
Егор мечтательно ответил: «Надеюсь, что я играю в «Чикаго» или «Флориде», набираю 30-50 очков за сезон, делаю себе имя в лиге».
Так вот, я бы сделал прогноз, что Мичков и Иванов в 2024 году проедут по вертикали до основы СКА, их поднимут до взрослой сборной России транзитом через молодежку. И будут нацеливать на Олимпиаду-2026 в Милане.
Каждый сам решает, по какой дороге ему идти. Главное, чтобы дошли куда нужно.