Петербург
Деньги на венчур: сколько денег тратится в России на инновации?
Появление новых цифровых технологий в нашей жизни зависит от венчурных инвестиций в IT-стартапы. Чем больше рискованных вложений в идеи разработок – тем выше шансы на развитие инноваций. Но как России бороться за технологическое лидерство со странами, где венчурный рынок и число его участников больше в десятки раз? Что вообще представляет сегодня российский рынок инвестиций в новые технологии после потрясений 2020 года? Разберем в цифрах и фактах.
Ситуация на 2020 год. По оценкам Dsight, из-за пандемии в первой половине 2020 года число сделок на российском венчурном рынке снизилось до 108 или на 6,1% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Суммы сократились значительно сильнее – общий объем инвестиций составил $183,8 млн против $497,5 млн годом ранее.
Причиной почти трехкратного падения стало сокращение объема сделок зрелых компаний. Например, на стадии экспансии он уменьшился на 48% — с $88,2 млн до $45,6 млн, а количество сделок упало с 19 до 11.
Учитывая тенденцию к снижению объема венчурного рынка, можно утверждать, что из $183,8 млн доля IT-стартапов составляет примерно 40-50%, то есть примерно $82-90 млн. Что, разумеется, меньше аналогичного показателя 2019 года, когда объемы инвестиций в IT-технологии достигали почти $200 млн.
Какие прогнозы? Очевидно: влияние пандемии на российскую и мировую экономику продолжится и в 2021 году. Поэтому, скорее всего, стоит ожидать дальнейшего снижения объема рынка венчурных сделок со стороны частных компаний и усиления активности государственных корпораций. Последние еще могут сыграть свою роль в стабилизации рынка, учитывая предложения, которые озвучил президент России в начале июля 2020 года об установлении льготных условий по налогам и страховым взносам в государственные социальные фонды для технологических стартапов. Пока же доля не доживающих до года IT-стартапов в нашей стране составляет 30-35%.
Где растут и тонут? С учетом пандемии, как в России, так и в мире наибольшее применение стартапы находят в таких сферах как EdTech, FinTech, FoodTech. То есть в тех отраслях, где в условиях санитарно-эпидемиологических ограничений наиболее востребованы цифровые решения, облегчающие процессы взаимодействия. Это технологии выбора и доставки продуктов питания и блюд; программы, позволяющие ускорить и упростить финансовые операции в удаленной форме. Но следует подчеркнуть: несмотря на низкие барьеры входа на этих рынках также наблюдается высокая доля стартапов, терпящих неудачу. Причины — недооценка уровня конкуренции, недостаток финансирования или ошибки в маркетинге.
Как масштабируются? В целом российский IT-сектор в последние годы демонстрировал вполне стабильные темпы роста на внешних рынках. Так, на конец 2019 года, по данным ЦБ РФ, экспорт компьютерных и телекоммуникационных услуг составил $5,6 млн. Конечно, в условиях пандемии стоит ожидать к концу 2020 года снижения этой суммы примерно на $2-3 млн, что, вероятно, не изменит общую тенденцию.
Впрочем, пробившихся на мировые рынки российских высокотехнологичных компаний на сегодняшний день не очень много. Среди наиболее успешных: Яндекс, TCS Group (владеющая Тинькофф Банком) МТС, Лаборатория Касперского, Телеграм. При этом стоит отметить: значительную долю успеха этих компаний, за исключением МТС, составляет активность и удачливость их основателей. В случае же с МТС успех на мировом рынке, как нам кажется, обусловлен вхождением в орбиту крупного инвестора АФК «Система».
Что мешает продвижению? Небольшое количество успешных российских компаний за рубежом объясняется, прежде всего, сложностью выхода на мировые рынки, различного рода ограничениями и отсутствием опыта у наших предпринимателей в привлечении внимания инвесторов на других территориях. Зачастую мешает незнание особенностей местного законодательства и нюансов ведения бизнеса в разных странах.
В большинстве своем сложности в продвижении российских цифровых разработок обусловлены слабой подготовкой предпринимателей к работе с инвесторами, недостатком четких идей и бизнес-проектов, небольшими презентационными навыками и банальным отсутствием информации о возможностях привлечения венчурных инвестиций.
Как привлечь инвестиции? Этот вопрос волнует не только бизнес, но и государство. Да, сейчас продвигаются идеи о предоставлении технологическим стартапам льгот по налогам и платежам в государственные социальные фонды, на уровне регионов действуют различные технологические инициативы, обеспечивающие возможности создания и развития технологических стартапов.
Однако ключевым условием роста инвестиций в российские высокие технологии сейчас должен стать выход из пандемии и активизация экономической жизни страны. Потенциал у отечественных IT-стартапов высокий. Как показывает статистика, даже в условиях пандемии рост высокотехнологичного сектора в России хоть и замедлился, но все равно остается весьма стабильным.
Михаил Хачатурян, доцент кафедры организационно-управленческих инноваций РЭУ имени Г. В. Плеханова, специально для Вестника СЗФО (Калининград).