Образование
Ректор ВШЭ назвал новые образовательные стандарты пережитком прошлого
Министерство образования России натолкнулось на волну критику после публикации новых федеральных образовательных стандартов. В штыки документ приняли пять сотен учителей литературы, написавших открытое письмо с разгромными аргументами. Теперь же на их сторону встал и ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, указавший, что представленный Минобрнауки вариант нужно отправить в утиль, поскольку, ещё будучи на бумаге, предложения разработчиков оказались устаревшими, в том числе с точки зрения современной экономической науки.
Господин Кузьминов отправил изложил своё видение в рамках письма, направленного министру образования Ольге Васильевой. Ректор отмечает небрежность, с которой написан ФГОС по истории. В целом, представленный документ, входящий в совет министерства по государственным образовательным стандартам, Кузьминов охарактеризовал как нуждающийся в срочной доработке. «В требованиях к учебным планам возможность углубленных курсов не раскрыта. Значит ли это, что стандарт не дает возможности углубленного или ускоренного освоения образовательных программ?» — спрашивает он в письме министра.
Недовольство экспертов, как и ректора ВШЭ, вызвало желание Васильевой и подчинённых отказаться от проверки в рамках ГИА так называемых метапредметных знаний — то есть тех, что относятся к категории творческого, критического и аналитического мышления. То есть тех, что выделяют человека из массы.
Важнейшей проблемой эксперты называют и то, что Минобрнауки пользуется терминологией — например, описывающей индивидуальные результаты, — которая не отражена в серьёзных научных изысканиях.
Ранее порядка пятисот учителей литературы выступили с серьёзной критикой стандартов, назвав их устаревшими, а кроме того, гильдия словесников призвала министерство изменить позицию и отказаться от жёсткого распределения художественных произведений по годам обучения. «Ведомство своими действиями перечеркивает логику развития всей системы школьного образования за последние десятилетия, <…> попирая основы закона об образовании и те академические свободы, которые определены школам», — говорится в заявлении филологов.
А постоянный критик министерства и министра в частности академик Александр Асмолов был категорично краток, назвав предложенные ФГОСы «стандартами юрского периода», которые завалят школьников опытом прошлого и набором готовых рецептов, пишет РБК.
Между тем, с критикой стандартов выступил и ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы Владимир Мау, указавший на необходимость разработки инструментария по оценке знаний, в том числе метапредметных, а также привнести в стандарты другие важные понятия — ВВП, инвестиции или же спрос и предложение.
Ольга Васильева тем временем сообщила, что письмо ректора ВШЭ получила, и в ближайшее время министерство выступит с разъяснениями. Касательно критики филологов и учителей литературы, Минобрнауки указывает, что новыми федеральными образовательными стандартами намерено сократить нагрузку на школьников, которая возникает в том числе из-за большой вариативности списка художественной литературы — а это 235 наименований, которые необходимо освоить за 5 лет. Но мотивы выбора текстов не ясны. Одновременно исключаются книги, популярные у детей и родителей — современная литература. «Надеемся на то, что дальнейшее совершенствование образовательной системы России будет вестись с учетом мнения профессионального сообщества, в открытом, ответственном диалоге», — говорится в письме литературоведов в министерство.
И это, не говоря о критике министерства в той части, что введение новых стандартов может привести к монополизации рынка учебников, что окажется на руку крупным издательствам, которые оседлают щедрые бюджетные потоки.
Пока госпожа Васильева идёт на диалог с профессиональным сообществом с большим трудом. А между тем, от этого зависит насколько образованными, умными и открытыми окажутся представители будущего поколения россиян. Тех, кому мы доверим страну.