Петербург
Михаил Делягин опасается, что «Тольяттизот» попадет в руки Дмитрия Мазепина
Рейдерские захваты, к сожалению, до сих пор практикуются в современной России. Самое опасное в подобных «бизнес-методах», считает экономист Михаил Делягин, — то, что в их результате захваченные активы чаще всего приходят в упадок, оставляя по себе очаги экономической напряженности, а порой и экологические катастрофы.
История с ПАО «Тольяттиазот» может стать очередной иллюстрацией к данному тезису. В 2012 году против руководства и мажоритарных акционеров предприятия было возбуждено уголовное дело, истцом в котором выступил предприниматель Дмитрий Мазепин. На правах акционера-миноритария (в его распоряжении оказалось 10% акций ТОАЗ) Мазепин обвинил основателей предприятия в хищении его средств. Несмотря на то, что обвинение выглядело явно надуманным (как можно при полностью расхищенных активах вести прибыльный бизнес, обеспечивая 30% российской и 10% мировой потребности в аммиаке, и даже планировать строительство собственного транзитного пункта в Тамани?), а доказательства — сфальсифицированными, суд принял сторону истца и арестовал активы спорного предприятия. По мнению Делягина, не последнюю роль в такой «лояльности» сыграл тот факт, что ранее Мазепин занимал пост первого зампреда Российского фонда федерального имущества.
Однако на момент начала тяжбы Мазепин являлся владельцем конкурирующих с ТоАЗ предприятий — «Уралкалия», «Уралхима», ОАО «Воскресенские минеральные удобрения» и др. Правда, большинство из них на данный момент балансируют на грани банкротства (у «Уралхима», например, долг составляет 253 миллиарда рублей). Михаил Делягин всерьез опасается, что это скорбный список может пополнить и успешный до сих пор «Тольяттиазот».