Петербург
Как пережить смену руководства и избежать стресса? Советы эксперта Виктории Шухат
Современные стандарты корпоративного управления требуют более внимательного подхода к персоналу. А что делать, если в компании меняется руководство? Это достаточно естественный процесс развития компании, однако, как показывает практика, появление «новой метлы» проходит не всегда гладко: вместо горящих глаз и поддержки, нового руководителя порою встречает испуганный и растерянный коллектив, которому предстоит адаптироваться к изменениям.
О том, как пережить смену руководства и при этом не получить нервный срыв, нам рассказала коуч топ-менеджеров, бизнес-наставник, эксперт по управлению Виктория Шухат.
Новый босс – всегда стресс для подчинённых. Плохой он или хороший – ещё не понятно. Как и то, какую линию он займёт по тем или иным вопросам. У людей это вызывает беспокойство – они отвлекаются от рабочего процесса на эти факторы, что сказывается на эффективности всей компании. От того, насколько быстро и беспроблемно стороны адаптируются, будет зависеть будущее компании.
Виктория Шухат рассказала, насколько по-разному члены трудового коллектива могут действовать при появлении нового руководителя: кто-то готовит план для завоевания доверия, другие – с непроницаемым видом продолжают трудиться, а третьи – просто пакуют вещи и покидают компанию. Разумеется, об уж совсем новом руководители зачастую бывает мало информации, а потому работники пытаются узнать о боссе подробности. И вот уже из отдела кадров или из разговора в коридоре у людей начинает складываться, порою, совершенно не соответствующее реальности представление о руководителе как «злом и неприятном начальнике». Мол, на прежнем месте он разогнал весь коллектив, был груб или продал завод, оставив людей без работы. И вот уже в каждом слове нового начальства люди ищут подтверждение сплетен и слухов. И бывает такое, отмечает эксперт, то любые инициативы нового человека в компании начинают воспринимать в штыки – вне зависимости от их содержания.
Виктория Шухат рекомендует не бросаться в крайности и не делать преждевременные выводы: новый босс – такой же человек, который не меньше трудового коллектива желает компании успеха, чтобы смена руководства прошла без затруднений и не сказалась на эффективности и бизнес-показателях компании. Особенно, если речь идёт о большой компании.
При этом бизнес-наставник предложила несколько правил, которые позволят работнику сохранить своё место, сохранить достоинство и получить лояльность нового руководителя. Во-первых, стоит быстрее адаптироваться к предложенным «правилам игры»: босс как правило достаточно быстро очерчивает свою позицию по большинству вопросов, которые могут затронуть работника. Главное – продолжать качественно и в полной мере исполнять те трудовые обязанности, которые возложены на вас. Примите босса и его мировоззрение, примите его в «вашу команду».
Во-вторых, стоит отказаться от «реактивных» решений – мол, вот сейчас напишу заявление на увольнение. Даже если вам чужды предложенные перемены, дайте себе срок и оцените новые обстоятельства. Уволиться никогда не поздно, а вот проявить себя и быть услышанным – новый шанс для вашей карьеры.
В-третьих, благоприятные личные деловые отношения с новым руководителем в любом случае будут полезны. Ни для кого не секрет, что успех трудовой деятельности зависит не только от профессионализма, но и от личных взаимоотношений подчиненного с руководством.
В-четвёртых, проявите профессионализм и введите шефа в курс дела на вашем участке – пусть он оценит вашу компетенцию. Это покажет вас как системного и высокопрофессионального работника.
В-пятых, если вы уверены, что босс оказывает внимание инициативным работникам, то постарайтесь сами стать таковым. Новые идеи всегда полезны.
В-шестых, не стоит избегать открытого диалога. Конструктивное обсуждение проблем и вызывающих беспокойство рабочих моментов позволят избежать сплетен и выяснить позиции друг друга.
Виктория Шухат напоминает, что коллективу в среднем хватает одной недели для того, чтобы сделать выводы о новом руководителе. И именно такой срок нужно закладывать для будущего взаимодействия. Да и самому новому боссу стоит сделать несколько простых шагов. К примеру, необходимо ясно и однозначно рассказать о целях. Полезно было бы выяснить отношение коллектива к прежнему начальнику – это даст представление о стиле его руководства, причинах и обстоятельствах ухода. И, конечно, позволит понять, на что обижены и чем травмированы работники.
Кроме того, пара вещей позволит после представления трудовому коллективу уменьшить стресс и избежать возможных домыслов и распространения слухов. Первое: дайте несложное задание работникам с коротким сроком исполнения. Так сразу можно понять, кто готов сотрудничать и эффективно работать, а кто будет создавать препоны. Второе: устройте индивидуальные встречи с людьми. Это позволит ближе познакомиться с коллективом, понять роли и трудовые обязанности каждого сотрудника. Ну и, конечно, выяснить ожидания – чего люди ждут от вас, как их нового босса, от компании в целом.
Важно учесть и то, что у руководителя очень мало времени для создания эффективной команды. Решения придётся принимать достаточно быстро, не отвлекаясь при этом на возможные провокации и пробы на прочность.
«Чем раньше коллектив и новый руководитель сориентируются, тем скорее будет результат, и тем более вероятно, что у обеих сторон получится конструктивный диалог и продуктивное сотрудничество», — заключила Виктория Шухат.