Петербург
Wildberries может сгореть в пламени китайского дракона
Россияне всё больше и всё чаще совершают покупки в интернет-магазинах. Но отечественным онлайн-площадкам пока невозможно толком конкурировать с западными гигантами, зарабатывающими за сутки во время распродаж десятки миллиардов долларов — как это сделал в этом году китайский дракон Alibaba, владеющий площадкой Aliexpress.
Впрочем, в России есть, пусть и редкие, примеры успеха. Татьяна Бакальчук стала второй в списке богатейших женщин страны, увеличив своё состояние до одного миллиарда долларов. Она — владелец и гендиректор онлайн-гипермаркета Wildberries. Бизнес-леди показала пример грамотного и толкового менеджмента: Бакальчук достигла невероятного с точки зрения финансов результата, создав «историю успеха» на основе перепродажи товаров из каталогов Otto и Quelle — то есть в крайне конкурентной и отнюдь не благодарной сфере, пишет «Независимая газета».
Модель бизнеса Wildberries тривиальна: я — площадка, где продаются товары компаний-партнёров. Те сами формируют товарную номенклатуру и цены, а Татьяна Бакальчук лишь стрижёт купоны в качестве комиссии по итогам продаж. Основные товары — одежда и электроника по сравнительно низким ценам, бренды — как малоизвестные, так и широко распространенные.
Супруг Татьяны хотя и представляется совладельцем и сооснователем Wildberries, однако в реальности он, по образованию радиофизик, нигде таковым не значится и, конечно, в списке богатейших не фигурирует. Впрочем, это не особенно важно, поскольку «мозгом» в компании действительно является Бакальчук.
Казалось бы, светлое будущее не за горами: Wildberries успешно продвигает себя в регионах, а также пробует на вкус иностранный рынок, но острая борьба на конкурентном рынке привели к тому, что в 2015-2017 годах состояние россиянки ощутимо снижалось. Тем не менее, ООО «Вайлдберриз» по итогам 2018 и текущего года войдёт в четвёрку самых дорогих компаний Рунета: капитал вырос с 0,6 до 1,2 миллиарда долларов, а оборот рост гигантскими темпами: в 2018 году — на 72%, а по итогам первого квартала 2019 года — на 79%. Судя по открытым данным, наибольшая динамика продаж достигнута в отнюдь не самых богатых Калужской — рост в 2,3 раза, Владимирской и Рязанской — рост в 2,2 раза, а в Ивановской области — в 2,1 раза.
Но россияне стали покупать не только на у Бакальчук. Снижение реальных доходов основной массы населения в сочетании с широким распространением информационных технологий породили бум подобных компаний, взявших за основу похожую модель бизнеса. А массовый приток инвестиций привёл к жёсткой конкуренции за каждого покупателя и, конечно, оптимизации собственных расходов. А лучше сказать — жесточайшей экономии на всём: от персонала и логистики, до затруднений с возвратом бракованных товаров.
Несмотря на высокий оборот, успех Wildberries базируется на продаже дешёвых товаров — средний чек составляет чуть более 1500 рублей. Да, у компании, несомненно, имеются хитрые и невидимые на первый взгляд факторы оглушающего успеха. Возможно, речь идёт о крупных инвестициях некой корпоративной структуры, осваивающей принципиально новое для себя направление деятельности, но категорически не желающей себя афишировать.
Хорошо известно одно: в ближайшее время конкуренция только усилится и Татьяне Бакальчук придётся придумывать нечто новое, нечто захватывающее, а может быть идти по пути урезания расходов. Ведь в борьбу за рынок онлайн-гипермаркетов вступили по-настоящему большие игроки: в октябре Alibaba, «Мегафон», Mail.ru и Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) закрыли сделку по созданию совместного предприятия «Aliexpress Россия».
То есть борьба ожидается самая серьёзная. Пусть у Татьяны Бакальчук и основателя Alibaba Джека Ма есть одно общее — они оба учителя английского языка, — но масштабы компаний разнятся колоссально: Ма завоевал китайский рынок, захватывает американский, а теперь ещё и российский. А вот судьба компании российской миллиардерши пока вызывает больше вопросов.
Стоит добавить, Wildberries официально не привлекает инвестиции, а развитие идёт за счёт собственных и заёмных средств. Как отмечал Forbes, Wildberries — одна из самых закрытых компаний на российском интернет-рынке: основатель и генеральный директор Татьяна Бакальчук не общается с прессой и не участвует в профильных для рынка мероприятиях.