Петербург
У России есть все шансы выйти в лидеры развития технологий искусственного интеллекта. Понадобятся такие люди, как Артем Кухаренко
Современные технологии — ключ к развитию и успеху не только отдельной компании и отрасли, но и всей страны. А скачком к новому технологическому и экономическому укладу определенно станет искусственный интеллект (ИИ). С одной стороны, это несёт колоссальны возможности, а с другой — как опасаются некоторые, — угрозу человечеству. Где место России в новых технологических реалиях, и что Москва может сделать, чтобы нарастить научный и технологический потенциал. Об этом — статья Джин Дагерти и Молли Джей, опубликованная в The Wilson Quarterly.
Бесспорными лидерами в области искусственного интеллекта сейчас являются две страны — Китай и США. И если только Пентагон в 2017 году на развитие соответствующих наработок направил 7,4 миллиарда долларов, как и китайское правительство и компании, то в России размер рынка ИИ и машинного обучения составлял мизерные 12 миллионов долларов. Да, правительство и Владимир Путин уже заявили о необходимости существенного скачка в развитии технологи и повышения финансирования программ, но аналитики неумолимы: к 2020 году рынок ИИ вырастет до 460 миллионов долларов. И это — чрезвычайно мало, поскольку инвестиции Пекина к тому же году достигнут 24 миллиардов долларов. А в последующие пять лет эта цифра как минимум удвоится.
Однако, если отойти от скептического взгляда на жизнь и посмотреть на то, что российские власти вообще обсуждают эту тему, то интересно было бы узнать имена людей и компаний, которые уже занимаются развитием ИИ в стране. И такие люди имеются. Один из них — Артём Кухаренко. Его офис всего в пяти километрах от Кремля. Он вместе с друзьями создал NtechLab и занимается технологиями распознавания лиц. Сегодня в его офисе работает 50 человек. Сын химика и физика, он, пожалуй, был генетически предрасположен к раннему проявлению математических талантов, и, возможно, один из немногих в России предпринимателей, так похож на тех, что базируются в Кремниевой долине.
Прекрасные родители и факультет Вычислительной математики и кибернетики в МГУ, ведущий российский центр вычислительной техники и информатики, позволили Артёму сначала начать сотрудничество с лабораторией e-Lab американского университета Пёрдью и работа в Московском исследовательском центре Samsung.
Сейчас Кухаренко занят разработкой технологий распознавания лиц. Программа основывается на технологии искусственного интеллекта и использует алгоритмы для мгновенного сопоставления фотографий лиц с базой изображений. Сфера ее применения довольно широка: это и распознавание лица для разблокирования смартфона, сканирование покупателей для составления базы данных, поиск пропавших людей, поиск потенциального партнера, идентификация преступников и, в некоторых случаях, сбор информации о политических оппонентах.
В ноябре 2017 года NtechLab выиграла конкурс Face Recognition Prize Challenge, который проводится управлением директора национальной разведки США. Разработка Кухаренко и коллег — FindFace — превзошла других участников как в скорости, так и в точности распознавания лиц. Это уникальное достижение.
FindFace — не нечто в вакууме и для стерильных условий. Вовсе нет. Разработка уже позволяет пользователям Вконтакте находить друзей через поиск по фотографиям. Правда, не обошлось без этических вопросов. Немало шума наделала история петербуржского художника, фотографировавшего людей в метро, а затем благодаря FindFace ища их страницы в социальных сетях. Это породило множество вопросов, в том числе и о том, не могут ли такими технологиями пользоваться криминальные элементы или коллекторы, пытаясь вычислить своих жертв.
Артём Кухаренко в ответ вполне справедливо возражает: ведь современными технологиями для своих нужд могут пользоваться все, кто угодно и каким-либо образом ограничивать развитие самих технологий и сервисов только потому, что ими могут воспользоваться для неблаговидных целей — неверно. «Создавая этот сервис, мы хотели продемонстрировать, что такая технология существует, что это не фантастика, и люди должны подумать дважды, прежде чем выкладывать какую-либо информацию о себе в сеть», — говорит он.
Он также указывает, что куда более интересное применение FindFace, это создание «умной демографии» для компаний розничной торговли, которая могла бы подсказывать покупателям и самим ритейлерам определенного рода товары, которые могли бы быть полезны людям того или иного возраста. Это позволит продавцам точно определять потребности покупателей и наилучший способ представления товара.
Естественное применение технологии распознавания лиц — это помощь властям в поимке преступников. Благодаря камерам наблюдения вполне возможно довольно быстро найти того или иного человека. В Москве и Татарстане компания проводит пилотное тестирование систем «видеоаналитики» в связке с камерами наблюдения регионального правительства. В Москве таких камер насчитывается порядка 100 тысяч.
А вот в Рязанской области полиция использует мобильную биометрическую систему на основе технологии распознавания лиц компании NtechLab. «Это позволяет им идентифицировать людей на массовых мероприятиях», — поясняет Кухаренко, отмечая, что ныне сеть партнеров компании протянулась от Новой Зеландии до Бразилии и включает в себя США и Китай.
Следует отметить, что в деле распознавания лиц на основе камер наблюдения, более всех продвинулся Китай, где таких камер 170 миллионов и в ближайшем будущем они хотят довести их до 400 миллионов.
Ещё одним естественным использованием искусственного интеллекта и машинного обучения являются военные разработки. И здесь у России также имеются некоторые наработки. «В настоящий момент Россия не может на равных соревноваться с США и Китаем, которые уже сделали значительные вложения в человеческий капитал и развитие стратегии», — говорит Элеонор Пауэлс, глава лаборатории ИИ в Уилсон центре, продолжая: «При этом те технологии искусственного интеллекта, которыми Россия уже обладает, могут быть использованы для создания хаоса на международной арене. Это не требует серьезных денежных вливаний, но может дорого обойтись другим участникам».
Впрочем, об этом Кухаренко не думает. Его больше занимают сугубо гражданские сектора, где его наработки могут быть полезны. «Мы хотим сохранить технологическое лидерство в этой области», — говорит он, признавая, что в будущем вероятно будут введены некоторые ограничения для таких технологий — подобно тому, как раньше было соглашение по контролю за распространением ядерного оружия, возможно, будет создано международное соглашение по допустимому использованию технологий: «Может быть, не по отношению ко всему ИИ, но что касается распознавания лиц, да, скорее всего, будут введены какие-то ограничения. Распознавание лиц дает тебе бесспорное преимущество».
Пока же Артём с коллегами работает над совершенствованием своей технологии распознавания лиц — сделать ее более точной и более быстрой.