Образование
Новый председатель — старые проблемы: справится Черноскутова с организацией работы школ в учебном году?
Неэффективность Комитета по образованию Санкт-Петербурга, курируемого вице-губернатором Ириной Потехиной, и низкая компетентность руководящего состава привели к проблемам с дистанционным обучением в городе весной 2020 года. Уход Жанны Воробьевой с поста председателя ведомства и наиболее вероятное назначение на ее место Инны Черноскутовой также не означают эффективного решения выявленных в период пандемии коронавируса проблем.
С 1 сентября детские сады, школы и колледжи Петербурга возобновляют работу в обычном режиме. Соответствующее постановление в августе опубликовала администрация города. Родители, которые к началу учебного года традиционно готовят детей к учебе, сейчас озабочены тем, как город организует учебный процесс и возможное повторение «удаленки» в случае второй волны коронавируса. Как показала весна 2020 года, Комитет по образованию эту задачу провалил, пустив «на самотек» организацию удаленного обучения, из-за чего пострадали преподаватели, родители и дети.
Предстоящие кадровые перестановки в Комитете также не означают улучшения ситуации. После ухода в июле Жанны Воробьевой на ее место претендует Инна Черноскутова, не имеющая, в отличие от предшественницы, профильного образования. Вопрос о том, справится ли с организацией учебного процесса человек без должных профессиональных навыков остается открытым.
Непосильная нагрузка
Процесс обучения в Петербурге курирует Комитет по образованию в Смольном, и именно это ведомство разрабатывало пакет мер, направленных на обеспечение непрерывного процесса обучения школьников города. Так, ведомство 14 марта на сайте администрации Петербурга опубликовало пресс-релиз об обязательном переходе школ на дистанционное обучение, в котором представило несколько платформ для дистанционного обучения.
Петербургские семьи в первые же дни столкнулись с проблемой отсутствия единого портала, который бы мог справляться с большим наплывом посетителей. Комитет предложил несколько платформ, однако уже в первые дни использования была выявлена их низкая работоспособность — сайты не справлялись с нагрузкой и зависали. Проблема, решение которой лежало на комитете, перешла на плечи учителей: им которым пришлось самостоятельно искать площадки для проведения онлайн-уроков и озаботиться поиском подходящей техники для занятий.
Комитет по образованию также попытался организовать работу «горячих линий» по вопросам работы обучающих площадок. Еще одна инициатива ведомства не сработала — петербуржцы жаловались на низкий сервис и незаинтересованность другой стороны в решении их проблем.
Досрочное завершение учебного года
В начале апреля Комитет по образованию опубликовал методические материалы по организации работы школ, которые носили не обязательный, а рекомендательный характер. Фактически, чиновники сняли с себя ответственность и предоставили школам самим решать, отпускать учеников на досрочные каникулы в мае или же дать им возможность доучиться до конца года, сдав выпускные экзамены в стандартный срок.
Часть образовательных учреждений действовала согласно рекомендациям и предложила родителям учеников подписать необходимые документы, согласно которым ученики при сдаче необходимых экзаменов могли уйти на каникулы раньше времени. Однако другая часть семей о такой возможности узнала значительно позднее. Как писала «Фонтанка», родительский негатив, объясняемый низким коммуникативным уровнем чиновников с общественностью, перешел на ни в чем не повинных учителей, хотя ответственность за донесение данной информации лежала на пресс-службе Комитета по образованию.
Новый председатель — старые проблемы
В июле стало известно об уходе с поста председателя комитета Жанны Воробьевой и временном назначении на эту должность Ирины Асланян. В Смольном сейчас решается вопрос о назначении нового главы и, по всей вероятности, это место займет Инна Черноскутова. Ее потенциальное назначение на этот пост выглядит сомнительно, поскольку чиновница не имеет необходимых профильных навыков в образовательной сфере, никогда не работала в Петербурге, с городом и его проблемами ознакомлена лишь поверхностно.
Тем не менее, назначение Черноскутовой в Смольном ни у кого не вызывает сомнений. С ее приходом на пост руководителя ведомства город может столкнуться с новыми проблемами в образовательной сфере, усугубляемыми возможным ухудшением ситуации с коронавирусом. Если решить проблему не смогла Воробьева, имеющая педагогическое образование и прошедшая путь от простого учителя до сотрудника Смольного, то, вероятно, в еще больший упадок придет сфера образования при Черноскутовой, продвигаемой одним из самых влиятельных вице-губернаторов города — Потехиной.