Общество
«20 идей Дмитрия Давыдова»: как покончить с пьянством за рулем
С развитием личного транспорта человечество столкнулось с проблемой столкновений на дорогах. Статистика смертей в ДТП порой напоминает военные сводки.
В разных странах есть свои способы делать дорожное движение более безопасным. Здесь многое зависит от менталитета автолюбителей и культуры вождения. Иногда эти факторы рождают труднообъяснимые парадоксы. Например, почему в России, на территории которой последние десятки тысяч лет наблюдаются суровые зимы, поздней осенью, когда выпадает снег, водители как будто воспринимают это как небывалую аномалию, и из-за множества ДТП движение по дорогам встает в жутких пробках. В то же время в Испании, в Португалии, где снег в сочетании с длительными морозами, сковывающий трассы на несколько дней, действительно является редким явлением, автомобилисты даже на летней резине умудряются не устроить «день жестянщика».
Та же история с пьяными за рулем. На европейских трассах можно проехать тысячи километров, так ни разу и не встретив дорожных инспекторов, которые между делом решили бы проверить первого попавшегося водителя на трезвость. Безопасность там контролируется преимущественно дорожными камерами, поэтому водители иногда могут позволить себе сесть за руль с «выхлопом» после вчерашнего, практически наверняка зная, что никто их не проверит. Однако это мало кого соблазняет сесть за руль после основательного отдыха, создав тем самым реальную угрозу безопасности дорожного движения.
В Доминиканской республике правила совсем странные. Например, есть распространенный миф, что там можно напиться до полусознательного состояния и вести машину, а инспекторы смогут на этот счет что-то предпринять, только если в машине обнаружат тару из-под выпивки или недопитую бутылку. За отсутствием таких улик нетрезвое состояние водителя не может стать поводом для отстранения его от вождения или хотя бы штрафа. Официальные власти этот миф опровергают и ссылаются на существующие законы, запрещающие вождение под градусом. Однако и в настоящее время туристы иногда рассказывают совершенно невообразимые истории, когда водитель автобуса на экскурсии может быть явно не в себе, и пассажирам приходится мириться с этим риском, потому как слишком многие поверили в миф и мало осведомлены о реальных законах. Тем не менее, пьяные ДТП не фигурируют в новостях Доминиканской республики как некий бич, приводящий к множеству смертей.
В России статистика пьяных ДТП в последние годы вышла на позитивный тренд. Впрочем, из тысяч столкновений на дороге каждое седьмое вызвано тем, что один из участников выпил. Пьянство за рулем по-прежнему остается значимой проблемой, которую пытаются решить на законодательном уровне.
Предприниматель Дмитрий Давыдов, предложивший «20 идей» развития России, уделил этому вопросу особое внимание. Он изучил опыт различных стран и нашел наиболее подходящие варианты для российской действительности.
По мнению Дмитрия Давыдова, стоило бы обратить внимание на практику Японии, где за первый же случай нетрезвого управления автомобилем можно получить штраф в расчете на российскую валюту в 650 тысяч рублей либо лишение свободы на срок до пяти лет. Строгость наказания пропорциональна степени опьянения водителя.
Примечательно, что ответственность за пьяное вождение в Японии лежит не только на водителе, но и на его окружении. Пассажиры априори признаются соучастниками преступления, так как не отговорили пьяного садиться за руль.
К ответственности также могут привлечь бармена или продавца в магазине, если удастся доказать, что они знали о планах покупателя алкоголя вести машину. По этой причине в ресторанах Японии принято спрашивать посетителей, заказывающих спиртное, на каком виде транспорте они собираются добираться домой – и если на автомобиле, то кто поведет его.
Для России японские методы борьбы с нетрезвыми водителями можно скорректировать. Как пишет Infox, согласно предложению Давыдова, штраф за пьяное вождение следует увеличить с 30 до 100 тысяч рублей, а срок лишения прав – с полутора-двух лет до трех. Предприниматель также считает разумным распространить ответственность и на пассажиров пьяного водителя.
Если государство поддержит эти идеи на законодательном уровне, ситуацию на российских дорогах удастся значительно улучшить, уверен Давыдов. Он отмечает, что в данном случае не потребуется никаких затрат. От властей достаточно всего лишь проявить волю и решимость навести порядок на дорогах, обратив внимание на предлагаемые методы решения проблемы.