Connect with us

Образование

Эмоции под прицелом ИИ: Лингвисты Вышки создали «цифровой детектор лжи» для нейросетей

Уникальный словарь-датасет учит искусственный интеллект читать между строк и распознавать настоящие чувства. И он уже работает в Эрмитаже!

Представьте чат-бота, который не просто механически отвечает на вопросы, а действительно чувствует ваше настроение: поддерживает, если вы расстроены, и разделяет радость. Фантастика? Нет — уже реальность. Лингвисты из НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге совершили прорыв, создав уникальный «эмоциональный словарь» для обучения искусственного интеллекта.

Эмоции под прицелом ИИ: Лингвисты Вышки создали «цифровой детектор лжи» для нейросетей

Это не привычная нам книга с толкованиями слов. Это — «цифровой атлас эмоций»: 909 видеофрагментов, тщательно размеченных людьми. Ученые «скармливают» нейросетям не просто слова, а целые ситуации: видеоряд со звуком, отдельно аудио, текст и даже немое кино. Так ИИ учится видеть скрытые паттерны, которые мы чувствует подсознательно, но не можем объяснить.

А вот и сенсация! Исследование опровергает один из главных мифов о коммуникации. Оказалось, что не интонация помогает нам понимать эмоции лучше всего. Люди наиболее единодушны в распознавании чувств при… чтении обычного текста и просмотре видео со звуком. А вот «немое кино» и просто аудиозапись оказались гораздо менее эффективными.

Открытие раскрыло и секреты отдельных эмоций:
— страх — это почти всегда «вербальная» эмоция. Его распознают по тексту и голосу в 87% случаев, а вот по лицу — практически никогда (все 3,5%!);
— злость точнее «считывается» из текста (72,9%), чем из интонации;
— радость и удивление, напротив, лучше всего передаются через голос.

Но главное — разработка уже работает на практике! С ее помощью анализируют отзывы посетителей Владимиро-Суздальского музея, а также обучили эмпатичного чат-бота для Эрмитажа, который определяет настроение пользователя и подбирает ответ. Плюс — протестировали популярные системы распознавания эмоций. Результат? Текстовые ИИ оказались точнее всех (50-58%), а системы, анализирующие лишь мимику, провалились с жалкими 25,6%.

«Раньше для такого анализа нужны были горы данных и суперкомпьютеры. Теперь же мы можем показать нейросети всего несколько десятков примеров из нашего набора — и она уже всё понимает», — отмечает руководитель проекта Анастасия Колмогорова.

Уникальный словарь доступен научному сообществу, а его создатели уже работают над распознаванием смешанных и сложных эмоций. Похоже, машины стали на один шаг ближе к тому, чтобы по-настоящему понять человека.

Кликнуть для комментирования

Оставить реплику

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лента новостей

Спорт

АО «РНГ» поддержало экстремальные гонки в якутской тайге

Экстремальный спорт в Якутии получил новую поддержку: компания АО «РНГ» выступила спонсором захватывающих соревнований по эндуро «Восточный склон – 2025»....

Петербург

В апельсинах из ЮАР обнаружена опасная плодовая муха

В петербургском морском порту выявлен серьезный карантинный случай — в партии свежих апельсинов из Южно-Африканской Республики обнаружены личинки средиземноморской плодовой...

Криминал

В Петербурге задержали мошенников, обманывавших контрактников

В Санкт-Петербурге правоохранительные органы задержали группу мошенников, которые организовали преступную схему по заключению контрактов с Минобороны для тех, кому ранее...

Экономика

«Уралсиб» увеличил объемы ипотечного кредитования в 1,8 раза

Банк «Уралсиб» продолжает развивать ипотечное кредитование: за первые восемь месяцев 2025 года объемы выдачи жилищных займов выросли в 1,8 раза,...

Рейтинг@Mail.ru