Образование
Ректоры ведущих вузов России назвали новые образовательные стандарты «справочником, при недостатке системообразующих идей»
«Справочник, при недостатке системообразующих идей» — так кратко охарактеризовали новые федеральные государственные образовательные стандарты для начального и среднего общего образования, которые пытается продавить министерство образования и науки России, ректоры СПбГУ, ВШЭ и МГПУ Николай Кропачев, Ярослав Кузьминов и Игорь Реморененко, написавшие письмо министру Ольге Васильевой в котором предлагают Минобрнауки более внимательно изучить и проработать стандарты, прежде чем внедрять их в жизнь.
Ректоры ведущих российских вузов подготовили обзорную справку, в которой достаточно подробно изложили ключевые проблемы новых ФГОС, в проекте которых отсутствует само обоснование предлагаемой радикальной трансформации структуры. Новые версии стандартов, по сравнению с предыдущей версией, стали подробнее и объемнее в несколько раз, достигая 500 страниц для основного общего и почти 250 для начального общего образования. Справедливые вопросы возникает относительно такой излишней детализации, которая просто лишает преподавателя и авторов учебников выбора материала для формирования навыков у школьников. «Учителя теряют возможность подбирать учебный материал для учёта региональных аспектов, школьной специфики, индивидуальных особенностей детей, специальных образовательных запросов, в том числе одаренных детей», — говорят авторы документа.
Еще одной претензией стало очевидное непонимание авторов ФГОС того факта, что образование не сводится к тематическому планированию, которое, впрочем, распространяется не на все предметы. «В части предметов предложена иная структурная модель изложения содержания», — отмечают ректоры, письмо которых, вместе с обзорной справкой публикует «Учительская газета», добавляя: «Трудно понять, какую логику изложения содержания выбрали для себя авторы версии стандарта».
Вызвало удивление и непонимание у специалистов и то, что авторы федеральных государственных образовательных стандартов отказались от метапредметных образовательных результатов. А то, что не оценивается, соответственно, и не формируется. Ректоры, а вместе с ними и большинство специалистов уверены, что это «серьезный шаг назад в ориентации нашей школы на такие метапредметные компетенции, как самоорганизация, кооперация, коммуникация, креативность, а также более конкретные умения».
На двух десятках страниц ректоры СПбГУ, ВШЭ и МГПУ указывают и на другие проблемы, в том числе и на противоречие стандартов закону об образовании, гарантирующему вариативность содержания образовательных программ. «Как отмечают опрошенные директора школ избыточность стандарта, скорее всего, приведет к вымыванию вариативной части программы и направлению соответствующих человеческих и временных ресурсов на реализацию обязательной части», — уверены авторы письма министру образования РФ.
Помимо этого, авторы ФГОС в тексте стандартов использовали множеством непроработанных в психолого-педагогической науке понятий. А сами стандарты ориентируют школьников на пассивное, исполнительское поведение — на потребительскую позицию. Удивительно и то, что стандарты содержат прямое рассогласование декларируемых целей воспитания и предметного содержания.
Проект стандарта недостаточно отражает тенденций цифровой трансформации образования и требований цифровой экономики. Специалистами отмечена необходимость пересмотра требований к условиям реализации основных образовательных программ. В отдельных предметах присутствуют понятия и категории, явно устаревшие с точки зрения современной науки. Яркий пример: «производительный и непроизводительный труд». Этот конструкт советской политэкономии не находит своего отражения ни в одной современной экономической теории.
Ещё одной претензией специалистов к авторам стандарта является отсутствие четкости, внятной логики построения предметного содержания и логики качественного приращения образовательных результатов. «В целом историческое содержание проекта стандарта больше напоминает справочник, при недостатке системообразующих идей», — уверены ректоры.
Авторы письма также указывают министру, что во ФГОС практически не использован опыт разработки концепций школьного филологического образования, концепции историко-культурного образования, концепции математического образования и концепции технологического образования, послуживших базой для действующих примерных образовательных программ.
При доработке стандарта ректоры ведущих вузов страны предлагают Минобрнауки вернуть в стандарт задачу проверки сформированности метапредметных навыков и усилить акцент на их использование, а также провести научный форсайт содержания образования, и, конечно, провести качественное общественное и профессиональное обсуждение, вовлекая не только педагогов, но и представителей современной экономики.