Петербург
Не пора ли лишить нефтяников льгот? Пора!
Российские нефтяные компании из года в год требуют льгот — мол, освоение проектов, необходимо поддерживать рентабельность, да и вообще, качественные запасы снижаются… Словесная эквилибристика и жонглирование цифрами. Однако статистика неумолима: увеличение налоговых льгот для этой категории компаний перестало отражаться на объёме добычи и, как следствие, перестало приносить бюджету дополнительные доходы.
Пиршество — именно так ёмко можно описать последние годы для нефтяников: государство щедро разбрасывало льготы как те семена в почву, рассчитывая получить добрый урожай. Некоторое время это работало, но теперь следует задаться вопросом: а должна ли страна кормить нефтяников? Вопрос далеко не праздный. Ведь надо учитывать, что нефть и газ приносят бюджету до половины всех доходов: в 2018 году нефтегазовые доходы дали 9 триллионов рублей из 19,4 триллиона, заработанных государством. Кажется, это довольно большая цифра. Но если учесть, что рентабельность добычи сырой нефти и природного газа составляет 35,3%, а средняя рентабельность по экономике составляет 12,3%, то доходы от нефти и газа могли бы быть ещё большими.
Простому человеку хорошо известно и без этих данных: добывающие углеводороды субъекты федерации не бедствуют. И уж точно среднестатистический россиянин не согласится с дотированием этого сектора экономики. Пусть уж лучше образование и медицину стимулируют.
А между тем, за прошедшее пятилетие наблюдался как рост общего объема льготируемой добычи, так и количества категорий льготируемых месторождений — их уже более десятка. С 2013 года доля преференций для добычи нефти возросла с 26,7% в 2013 году до 49,8% в 2018 году. Простые подсчёты говорят о том, что бюджет недополучил из-за льгот порядка 1,2 триллиона рублей, пишет Forbes.
Нефтяники простят у правительства денег, обосновывая свои хотелки самыми разными причинами. Утверждают, что, мол, запасы истощаются. Но если взглянуть на статистику, то цифры в пух и прах разбивают эти доводы: доказанные запасы нефти растут не только в мире, но и в России. Только за 2018 год этот прирост составил 8,7%. И это не какой-то отдельный всплеск. Нет, это непрерывный процесс. И не мудрено: год от года технологии совершенствуются, геологоразведка становится всё более продвинутой, а добыча — более эффективной.
Ещё один аргумент нефтяников — нестабильные цены на рынках. И тут совсем не удивительно выглядит позиция крупнейших компаний: как только цены растут они молчком молчат, а когда цены падают — мгновенно требуют понижения налогов и льгот.
Теперь вот об Арктике заговорили… Хотя добыча в этом сложном регионе без всяких льгот за шесть лет выросла в полтора раза. Нефтяники требуют льгот по налогу на прибыль и вычеты из отчислений в страховые фонды, по налогу на имущество, земельному налогу, а также ряд других преференций. Однако данные Минфина свидетельствуют, что несмотря на все льготы суммарный объём добычи нефти за последние пять лет топчется вокруг отметки в 490 миллионов тонн в год. А более чем двукратное увеличение предоставляемых нефтяным компаниям льгот не привело к сопоставимому росту инвестиций в добычу, которые в период с 2014 до 2018 год выросли лишь немного выше 350 миллиардов рублей или на 33%. В то же время рост денежного потока в целом по отрасли с 2014 до 2018 года составил более 2 триллионов рублей: с 1,8 до 3,9 триллиона рублей.
Разумеется, лоббизм — одно из главных орудий нефтяных компаний. Этот инструмент используется весьма умелыми руками. К примеру, в августе 2019 года льготы были предоставлены для Приобского месторождения. Для работающей на этом месторождении «Роснефти» предусмотрен десятилетний вычет по НДПИ на 46 миллиардов рублей в год. А для «Газпром нефти» — такой же вычет на 13,5 миллиарда рублей в год с 2020 года. За это компании обещают инвестировать в бурение на Приобском месторождении, чтобы остановить резкое падение добычи.
К счастью, глава Минфина Антон Силуанов не так уж прост, а потому сумел противостоять наиболее радикальным планам по бессрочному освобождению от уплаты НДПИ новых месторождений на шельфе северных морей. Удалось и изменить сам смысл предоставления льгот. Теперь это преференции только в обмен на разработку новых месторождений, а за остальное придется заплатить налоги.
Что до Арктики, то сошлись на том, что арктические проекты будут отнесены к новой, пятой категории при начислении налога на дополнительный доход (НДД), а ставка НДПИ будет обнулена лишь на первые 12 лет добычи. Следующие пять лет будет действовать переходный период, во время которого ставка НДПИ будет расти от 0 до 100%.
Минфин занял довольно жёсткую позицию и по другим проектам. К примеру, даже льготы по приобскому месторождению должны сопровождаться компенсацией выпадающих доходов бюджета.
К слову, помимо нефти есть ещё и газ. В случае с нефтяными компаниями — попутный газ. Ставка для него нулевая, хотя в министерстве финансов отмечают, что это полезное ископаемое, которые в ближайшее время должна начать облагаться налогом. Минфин настаивает на компенсации только тех доходов, которые по текущему бюджетному правилу поступают в бюджет и используются на текущие расходы.
Тема льгот для большого бизнеса — очень острая, порождающая у общества множество справедливых вопросом. И, конечно, сама система требует пересмотра. Во-первых, потому если двигаться по текущей колее, то мы к 2024 году придёт к тому, что доля льготируемой добычи достигнет отметки в 67,5%, а к 2036 — к 90%. Это недопустимо. Последние годы доказали, что увеличение льгот не приводит к сущностному росту добычи, а вот к падению объёмом доходов бюджета от нефтяного сектора — уже привело. Они сократились до 5,7% ВВП в 2019 году. К 2024 году сократятся до 3,8%, а к 2036 году — и вовсе составят 2%. Чтобы это компенсировать — сохранить расходы бюджета на стабильном уровне — придётся увеличить налоговую нагрузку на другие отрасли. И довольно существенно — на 1,6 п.п. ВВП. Иными словами, все остальные производители товаров и услуг должны будут внести в бюджет дополнительно более 1,7 триллиона рублей в год в ценах 2019 года.
Что такое 1,7 триллиона рублей? Это, к примеру, два объёма финансирования нацпроекта «Образование» по 784,5 миллиарда рублей каждый. Или весь бюджет нацпроекта «Здравоохранение» до 2024 года. Словом, деньги колоссальные.
Очевидно, нефтяные компании вполне могут работать и без всяких льгот. Именно так происходило в нулевые, когда обеспечивался отраслевой прирост в 7-8% годовых. Сегодня при масштабном увеличении поддержки со стороны правительства рост отрасли уменьшился до скромных 1,6% в год. Нефтяной отрасли пора заново учиться развиваться самостоятельно.