Петербург
Объявление экономической войны
Как отразятся на уровне жизни россиян новые антироссийские санкции США
Вестник СЗФО. Еще больше ограничений. К настоящему моменту столько сказано и написано об антироссийских санкциях, что стало сложно разобраться, когда какие ограничения собираются вводить. Напомним, что в Конгресс США поступил законопроект о новых санкциях против России, подготовленный сенаторами Линдси Грэмом, Робертом Менендесом и другими (8 августа газета «Коммерсантъ» опубликовала его перевод). В нем требуется заблокировать расчеты в долларах для российских госбанков; запретить американским резидентам расчеты с новыми (то есть будущими) выпусками российских гособлигаций; ограничить инвестиции в энергетические проекты вне российской территории суммой свыше 0,25 млрд долларов, если в них участвуют российские компании, связанные с государством; а также ограничить любое участие в новых нефтедобывающих проектах в России суммой свыше 1 млн долларов. Позже выяснилось, что под санкциями может оказаться любой финансовый инструмент сроком погашения более двух недель, выпущенный не только государством, но и госбанками: ВЭБ, «Сбербанком», ВТБ и остальными.
Санкции в два этапа. Свои санкции собирается ввести и администрация президента Д. Трампа в связи с обвинением России в намерении использовать химическое оружие против живущего в Великобритании экс-полковника ГРУ С. Скрипаля. В данном документе планируется два этапа введения санкций. На первом этапе (с 22 августа) запрещается американский экспорт в Россию всех чувствительных, с точки зрения национальной безопасности США, товаров и технологий, кроме тех, которые связаны с космосом, пассажирскими авиаперевозками, а также программами помощи России и российскому народу. Спустя 3 месяца после реализации первого этапа — при условии, что Россия не выполнит ряд требований (в том числе проведение инспекций ООН и международными независимыми наблюдателями, чтобы гарантировать, что правительство не применяет химическое оружие) — должны быть введены новые санкции: почти полный запрет любого экспорта в Россию товаров из США, кроме продовольствия, запрет российского экспорта в США, запрет на посадку в США самолетов «Аэрофлота», голосование Вашингтоном против выдачи кредитов России международными финансовыми организациями и запрет на выдачу кредитов американскими банками.
Что будет с нами? Законопроект Грэма — Менендеса уже вызвал и, вероятно, ускорит в момент вступления в силу — если это произойдет — рост процентных ставок по рублевым заимствованиям государства в России. По оценкам Аналитического кредитного рейтингового агентства, они вырастут на 0,5–0,8 п.п. (то есть в среднем на 0,65 п.п.). В 2019 году Минфин РФ планирует внутренние заимствования в размере 1,475 трлн рублей. При росте процентной ставки на 0,65 п.п. ежегодные расходы на обслуживание данной суммы увеличатся примерно на 9,6 млрд рублей в год, то есть на небольшую, в общем-то, сумму.
Толчок к развитию. На данный момент информации о санкциях недостаточно, чтобы оценить их влияние на благосостояние россиян. Сейчас можно оценивать лишь вероятности введения тех или иных ограничений. Общий принцип здесь таков: нанести наибольший ущерб стране-реципиенту (в данном случае России) при минимизации ущерба для страны, вводящей санкции (США и ее союзников). Введение дополнительных ограничений на инвестиции в российские энергетические проекты вполне возможно, поскольку это в целом выгодно американскому энергетическому комплексу. Но запрет на передачу/продажу России современных технологий в данной сфере и так действует уже несколько лет, поэтому введение новых ограничений мало что изменит.
Общий запрет на передачу России передовых технологий, конечно, будет замедлять развитие соответствующих сфер в нашей стране, но в то же время станет мощнейшим стимулом для развития отечественных технологий. Этот процесс потребует много времени и денег, но бизнесу и государству придется инвестировать в российские разработки в ответ на введение новых ограничений в торговле высокотехнологичной продукцией (и самими технологиями). Тем временем увеличение нормы накопления (то есть отношения инвестиций к ВВП) хотя бы до 30% с нынешних 23% неизбежно повлечет за собой снижение уровня жизни населения, однако через несколько лет он начнет быстро восстанавливаться.
Сергей Ермолаев, доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова