Образование
РАН указала на коррупционные риски в новых образовательных стандартах
Новые образовательные стандарты, представленные министерством образования России, не дают покоя профессиональному сообществу. Теперь в адрес министра Ольги Васильевой письмо написал академик Российской академии наук, указавший на коррупционные риски, которые стандарты несут.
Это уже не первое письмо, которое экспертное сообщество направляет профильному министру. И всякий раз выражается обеспокоенность тем, что в стандартах больше минусов, чем плюсов. Вице-президент РАН Юрий Балега указывает, что за авторами ФГОС в большой степени стоят авторы учебников, а это — конфликт интересов, поскольку те, как правило, сотрудничают с крупными издательствами, заинтересованными в многомиллиардных контрактах на печать учебной литературы.
По мнению академика, тому есть примеры: исключенные из федерального перечня учебники по математике Людмилы Петерсон и Наума Виленкина, а также пособие по системе развивающего развития Леонида Занкова и учебник по русскому языку Светланы Львовой. Министерство же предлагает существенным образом сократить количество учебников — до «двух-четырех», при том, что сейчас в федеральном перечне значится 1377 учебников, 82 из которых — по русскому языку, еще 81 — по литературе и еще 81 — по английскому языку.
Юрий Балега уверен, что, во-первых, необходимо вернуть возможность РАН участвовать в экспертизе учебников, а во-вторых, в подготовке новых стандартов и учебной литературы, созданной на их базе, должны участвовать независимые экспертные группы. Это одновременно позволило бы решить несколько задач, в том числе и противостоять лоббированию издательствами своих коммерческих интересов. «РАН считает, что реализация данного комплекса мер позволит систематизировать всю учебную литературу и улучшить ее качество», — говорится в письме академика в Минобрнауки, передает РБК.
Академик уверен, что только так можно повысить качество образовательного процесса в российских школах. Между тем, министерство 21 марта уже согласовало внедрение нового образовательного стандарта для начального образования — 1-4 классов, но ФГОС для оснвного общего — 5-9 классы — отправлен на доработку.
Причиной тому послужили многочисленные обращения профессионалов, в том числе сотен педагогов из Гильдии словесников, указавших на большое количество нововведений, которые не только не привносят новые образовательные методики, сколько тормозят их. Учителей также не устраивает то, что ФГОС содержат чрезвычайно плотный и единообразный подход к предметам, предполагающий фактически отказ от учета индивидуальных особенностей школьника, от традиции и территории. Минобрнауки желает, чтобы в любой момент времени в любой школе, на любом уроке изучалась одна и та же тема, делались одни и те же выводы, что, разумеется, практически исключает креативный подход, желание познавать и делать собственные выводы. Кроме того, педагоги потребовали отказаться от жёсткого распределения художественных произведений по годам обучения и невариативного списка литературы.
Против ФГОС в текущей редакции выступили и ректоры Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, Санкт-Петербургского государственного университета Николай Кропачев, а также ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко, изложившие на двух десятках страниц собственное видение и очевидные проблемы, с которыми столкнулся педагоги и вся система образования, если новые стандарты будут приняты.