Connect with us

Петербург

Российские золотодобытчики призывают Госдуму решить «казус ОЗУ»

В Госдуму поступили предложения российских золотодобытчиков, касающиеся усовершенствования лесного законодательства. Это могло бы решить множество проблем, устранить законодательные провалы, имеющиеся сейчас. Речь идёт о так называемых особо защищённых участках леса (ОЗУ), из-за которых золотодобытчики не имеют права добывать золото на своих участках, но и не могут не добывать — по условиям лицензии.

Уже в ноябре будет запущена регуляторная гильотина, которая предполагает пересмотр и отмену устаревших законодательных актов, мешающих ведению бизнеса. Задача, поставленная президентом, проста — обеспечить комфортные условия для компаний, сохранив при этом эффективный контроль у государства. И государство должно вместе с бизнесом решить, какие нормативные акты нужно пересматривать, а какие проще отменить.

forest-1950402_1280

Глава Союза старателей России Виктор Таракановский указал депутатам Госдумы, что страна занимает первое место по добыче рассыпного золота — в прошлом году таким способом добыли свыше 115 тонн драгоценного металла. Но с приходом новых технологий не изменились места добычи — долины рек и ручьёв. Получить возможность добывать золото не так просто — сначала нужна лицензия. Конкурсы на их распределение проводят Роснедра. Цена вопроса достигает сотен миллионов рублей — зависит от запасов и иных особенностей месторождения.

Однако выделенные участки порою содержат в себе особо защищённые участки леса — те самые ОЗУ, на которых вести какую-либо деятельность запрещено. И за этим следит прокуратура, предписывающая золотодобытчикам останавливать работы. Но с другой стороны находится Росприроднадзор, который говорит о том, что компании не имеют права не добывать золото — ведь того требует лицензия.

Стоит понимать, что расходы на лицензию — это не всё. Ещё нужны деньги на оценочные и разведочные работы, геологию и техническую документацию, постановку запасов на госбаланс и так далее. Не говоря о самой технике, которая также стоит миллионы рублей, а также работниках и их зарплатах.

«Если предприниматель не выполняет принятые на себя обязательства по сдаче золота государству, он несет ответственность вплоть до досрочного отзыва лицензии на добычу золота — месторождение остается неосвоенным, а страна лишается так необходимого для ее благополучия золота», — пишут в своем обращении старатели.

Золотодобытчики предлагают депутатам устранить разночтения в законодательстве: когда добываешь золото на территории ОЗУ — ты нарушитель, и когда не добываешь — тоже нарушитель. В любом случае компании становятся заложниками ситуации.

В ч.1 ст. 21 Лесного кодекса РФ фактически разрешается вести добычу золота на территории ОЗУ, а вот в ведомственном распоряжении № 849 «Об утверждении Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов» имеется запрет на такую деятельность. По мнению старателей, Лесной кодекс в изменении пока не нуждается, а вот распоряжение следовало бы привести в соответствие с ним. Именно это и предложено сделать депутатам.

Как только решится правовая коллизия, компании смогут существенно нарастить добычу драгметалла — на 20-25%. А это, конечно, приведёт к дополнительным платежам в бюджет. То есть разобраться в вопросе — прямая выгода для государства.

Золотодобывающие компании из Забайкалья обратились за помощью к бизнес-омбудсмену Борису Титову. Свои предложения он направил в Минприроды России. В этом регионе от 20 до 80% площадей на участках с действующими лицензиями занимают те самые особо защищённые участки леса. Но при этом почти две трети золота в этом регионе добывается именно из россыпей. Впрочем, с такими же проблемами сталкиваются старатели из Иркутской, Амурской областей и других регионов.

Ответом на письмо Титова стала рекомендация переводить земли лесного фонда в земли иных категорий. Логика в этом есть: изменённый статус участка изменит и подход к нему. Правда, на практике добиться такого изменения крайне сложно, а порою — просто невозможным. А если учесть обстоятельство, что участки используются временно, то их перевод в другие категории земель не только нецелесообразен, но и вовсе ограничен законом.

Ещё одна большая и отдельная тема — лесной реестр. Эта база содержит не только актуальные сведения, но зачастую и недостоверные. Там они появляются по разным причинам — из-за человеческих ошибок или ещё по какому поводу — не важно. Но важно то, что на основе этих данных действуют государственные органы.

Компании, так или иначе связанные с лесами, давно говорят о необходимости актуализации сведений лесного реестра. Показателен процесс, который недавно прошел в Московском арбитражном суде. Суд согласился с позицией одного из лидеров российской золотодобычи — ПАО «Ксеньевский прииск», судившимся с Рослесхозом. Судебная инстанция справедливо указала, что в государственном лесном реестре имеются недостоверные сведения об ОЗУ, статус которых не позволял старателям вести добычу на этих участках. Суд признал бездействие ведомства, сотрудники которого не исправляли недостоверные сведения о выделении особо защищённых участков леса. То есть в суде было фактически доказано, что в реестре содержатся недостоверные сведения о многих ОЗУ на территориях добычи. И это лишь один из примеров того, с чем приходится иметь дело золотодобытчикам.

«Ксеньевский прииск» неоднократно обращался к правительству Забайкалья, но чиновники отфутболивали все претензии, ссылаясь на данные лесного реестра и наличии тех самых ОЗУ. Именно после этого компания пошла в суд, который установил, что Рослесхоз отказывался вносить правки в реестр, ссылаясь на то, что «в связи с отсутствием финансирования проектированием и выделением особо защитных участков лесов не занимался», пишет «Российская газета».

О «казусе ОЗУ» пишут уже давно — тема является предметом обсуждений на профессиональных сетевых ресурсах золотодобытчиков. Ведь компании по всей стране сталкиваются с одинаковыми проблемами. Например, на одном из участков добычи в Восточной Сибири границы ОЗУ проведены по топографической съемке еще 1960-х годов. «Граница ОЗУ охватывает кустарник… Но его трогать нельзя. Зато чистый, красивый сосняк можешь косить, так как границы ОЗУ его не затрагивают», — пишет один из старателей.

Вот именно такие проблемы и должны решить законодатели. Теперь, после обращения золотодобытчиков мяч на их стороне. Союз старателей России уже сформулировал предложения, открывающие «окно возможностей»: первое, что нужно сделать, так это изменить распоряжения № 849 профильного ведомства, что сразу позволит компаниям, работающим россыпным способом, спокойно и без оглядки делать свое дело: добывать золото для страны.

Если же «казус ОЗУ» не удастся решить, то государство продолжит терять до 15 миллиардов рублей недополученных платежей налога на добычу полезных ископаемых.

Кликнуть для комментирования

Оставить реплику

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лента новостей

Петербург

В Санкт-Петербурге сгорел шалаш Ленина

В Санкт-Петербурге сгорел шалаш Ленина – речь идёт о временное жилище вождя на берегу Сестрорецкого залива. В МЧС подтвердили возгорание,...

Ленобласть

Филиал ПАО «Россети» провел диагностику энергообъектов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области

Филиал ПАО «Россети» — МЭС Северо-Запада провел тепловизионное обследование 900 км магистральных линий электропередачи в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Диагностика...

Петербург

Беглов: во Фрунзенском районе Петербурга построят ледовый стадион-трансформер

Утверждён проект планировки и межевания территорий во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга для строительства ледового стадиона для конькобежного спорта и хоккея. Рядом...

Петербург

Трамвайный парк №1 в Санкт-Петербурге переместят на юг Фрунзенского района

Трамвайный парк №1 в Санкт-Петербурге будет перемещен на юг Фрунзенского района — об этом сообщил губернатор Александр Беглов, отметив, что...

Рейтинг@Mail.ru