Петербург
Российские золотодобытчики призывают Госдуму решить «казус ОЗУ»
В Госдуму поступили предложения российских золотодобытчиков, касающиеся усовершенствования лесного законодательства. Это могло бы решить множество проблем, устранить законодательные провалы, имеющиеся сейчас. Речь идёт о так называемых особо защищённых участках леса (ОЗУ), из-за которых золотодобытчики не имеют права добывать золото на своих участках, но и не могут не добывать — по условиям лицензии.
Уже в ноябре будет запущена регуляторная гильотина, которая предполагает пересмотр и отмену устаревших законодательных актов, мешающих ведению бизнеса. Задача, поставленная президентом, проста — обеспечить комфортные условия для компаний, сохранив при этом эффективный контроль у государства. И государство должно вместе с бизнесом решить, какие нормативные акты нужно пересматривать, а какие проще отменить.
Глава Союза старателей России Виктор Таракановский указал депутатам Госдумы, что страна занимает первое место по добыче рассыпного золота — в прошлом году таким способом добыли свыше 115 тонн драгоценного металла. Но с приходом новых технологий не изменились места добычи — долины рек и ручьёв. Получить возможность добывать золото не так просто — сначала нужна лицензия. Конкурсы на их распределение проводят Роснедра. Цена вопроса достигает сотен миллионов рублей — зависит от запасов и иных особенностей месторождения.
Однако выделенные участки порою содержат в себе особо защищённые участки леса — те самые ОЗУ, на которых вести какую-либо деятельность запрещено. И за этим следит прокуратура, предписывающая золотодобытчикам останавливать работы. Но с другой стороны находится Росприроднадзор, который говорит о том, что компании не имеют права не добывать золото — ведь того требует лицензия.
Стоит понимать, что расходы на лицензию — это не всё. Ещё нужны деньги на оценочные и разведочные работы, геологию и техническую документацию, постановку запасов на госбаланс и так далее. Не говоря о самой технике, которая также стоит миллионы рублей, а также работниках и их зарплатах.
«Если предприниматель не выполняет принятые на себя обязательства по сдаче золота государству, он несет ответственность вплоть до досрочного отзыва лицензии на добычу золота — месторождение остается неосвоенным, а страна лишается так необходимого для ее благополучия золота», — пишут в своем обращении старатели.
Золотодобытчики предлагают депутатам устранить разночтения в законодательстве: когда добываешь золото на территории ОЗУ — ты нарушитель, и когда не добываешь — тоже нарушитель. В любом случае компании становятся заложниками ситуации.
В ч.1 ст. 21 Лесного кодекса РФ фактически разрешается вести добычу золота на территории ОЗУ, а вот в ведомственном распоряжении № 849 «Об утверждении Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов» имеется запрет на такую деятельность. По мнению старателей, Лесной кодекс в изменении пока не нуждается, а вот распоряжение следовало бы привести в соответствие с ним. Именно это и предложено сделать депутатам.
Как только решится правовая коллизия, компании смогут существенно нарастить добычу драгметалла — на 20-25%. А это, конечно, приведёт к дополнительным платежам в бюджет. То есть разобраться в вопросе — прямая выгода для государства.
Золотодобывающие компании из Забайкалья обратились за помощью к бизнес-омбудсмену Борису Титову. Свои предложения он направил в Минприроды России. В этом регионе от 20 до 80% площадей на участках с действующими лицензиями занимают те самые особо защищённые участки леса. Но при этом почти две трети золота в этом регионе добывается именно из россыпей. Впрочем, с такими же проблемами сталкиваются старатели из Иркутской, Амурской областей и других регионов.
Ответом на письмо Титова стала рекомендация переводить земли лесного фонда в земли иных категорий. Логика в этом есть: изменённый статус участка изменит и подход к нему. Правда, на практике добиться такого изменения крайне сложно, а порою — просто невозможным. А если учесть обстоятельство, что участки используются временно, то их перевод в другие категории земель не только нецелесообразен, но и вовсе ограничен законом.
Ещё одна большая и отдельная тема — лесной реестр. Эта база содержит не только актуальные сведения, но зачастую и недостоверные. Там они появляются по разным причинам — из-за человеческих ошибок или ещё по какому поводу — не важно. Но важно то, что на основе этих данных действуют государственные органы.
Компании, так или иначе связанные с лесами, давно говорят о необходимости актуализации сведений лесного реестра. Показателен процесс, который недавно прошел в Московском арбитражном суде. Суд согласился с позицией одного из лидеров российской золотодобычи — ПАО «Ксеньевский прииск», судившимся с Рослесхозом. Судебная инстанция справедливо указала, что в государственном лесном реестре имеются недостоверные сведения об ОЗУ, статус которых не позволял старателям вести добычу на этих участках. Суд признал бездействие ведомства, сотрудники которого не исправляли недостоверные сведения о выделении особо защищённых участков леса. То есть в суде было фактически доказано, что в реестре содержатся недостоверные сведения о многих ОЗУ на территориях добычи. И это лишь один из примеров того, с чем приходится иметь дело золотодобытчикам.
«Ксеньевский прииск» неоднократно обращался к правительству Забайкалья, но чиновники отфутболивали все претензии, ссылаясь на данные лесного реестра и наличии тех самых ОЗУ. Именно после этого компания пошла в суд, который установил, что Рослесхоз отказывался вносить правки в реестр, ссылаясь на то, что «в связи с отсутствием финансирования проектированием и выделением особо защитных участков лесов не занимался», пишет «Российская газета».
О «казусе ОЗУ» пишут уже давно — тема является предметом обсуждений на профессиональных сетевых ресурсах золотодобытчиков. Ведь компании по всей стране сталкиваются с одинаковыми проблемами. Например, на одном из участков добычи в Восточной Сибири границы ОЗУ проведены по топографической съемке еще 1960-х годов. «Граница ОЗУ охватывает кустарник… Но его трогать нельзя. Зато чистый, красивый сосняк можешь косить, так как границы ОЗУ его не затрагивают», — пишет один из старателей.
Вот именно такие проблемы и должны решить законодатели. Теперь, после обращения золотодобытчиков мяч на их стороне. Союз старателей России уже сформулировал предложения, открывающие «окно возможностей»: первое, что нужно сделать, так это изменить распоряжения № 849 профильного ведомства, что сразу позволит компаниям, работающим россыпным способом, спокойно и без оглядки делать свое дело: добывать золото для страны.
Если же «казус ОЗУ» не удастся решить, то государство продолжит терять до 15 миллиардов рублей недополученных платежей налога на добычу полезных ископаемых.