Петербург
Дороги в России будет ремонтировать с использованием геосинтетических материалов
Геосинтетические материалы широко используются при строительстве дорожных объектов в случае, когда необходимо обеспечить разделение отличающихся по составу грунтовых сред, усилить несущее основание, устроить дренаж для регулирования подземного стока, создать надежную дорожную конструкцию и гарантировать устойчивость откосов, предотвратив их эрозию.
На территории России подобные задачи решают за счет применения геосинтетических материалов — к примеру, геотекстиля и дорожной сетки. И одним из лидеров этого направления является компания «НПО Геотехнологии», реализующая материалы в широком спектре существующих решений. Геосинтетики широко используются при устройстве дорог временного назначения, прокладываемых в северных регионах, в болотистой местности и на глинистых переувлажнённых грунтах. В частности, при выборе материала учитывается несущая способность грунтового основания, самого геосинтетика, интенсивность предстоящей транспортной нагрузки, а также физико-механические характеристики грунта, использующегося при создании насыпи. Но основными требованиями к временной дорожной конструкции не имеющей капитального покрытия является полное предотвращение или значительная минимизация колееобразования — в рамках допустимых пределов. Но если несущая способность имеющегося грунтового основания недостаточна, то она компенсируется за счет соответствующих показателей применяемого геосинтетика.
В зависимости от характеристик грунта основания и высоты насыпи, геотекстиль (чаще всего, нетканый) решает одну либо одновременно несколько задач. Прежде всего, это армирование конструкции, разделение грунтов и предотвращение их микширования, фильтрация и дренаж. Наряду с геотекстилем, при сооружении дорожных объектов отлично зарекомендовала себя и дорожная сетка. Плоская георешетка обладает безупречными физико-механическими характеристиками и используется преимущественно с целью создания армирующей прослойки. Сетка из полимера является оптимальным выбором при армировании дорожных конструкций, в основе которых крупнофракционные материалы, а также при укреплении откосов насыпей. Дорожная сетка из стекловолокна также широко используется в качестве армирующего элемента асфальтобетонных покрытий. Параметры ячеек геосетки варьируются в широком диапазоне размеров. Да и сама геометрия ячеек сетки и толщина ее элементов задает механические свойства изделия, а также степень его связи с контактирующим слоем.
В России, как и за рубежом, геосинтетические материалы востребованы не только для армирования дорожных «одежд» и несущих оснований, но и при создании дренажей, обеспечивающих перехват и эффективный отвод грунтовых и поверхностных вод от дорожной конструкции. И простейшим решением в этом случае служит пластовый дренаж.
Кстати, впервые в отечественной практике такой вид дренажа был задействован в процессе реконструкции МКАД в Москве — для этого на низких насыпях в так называемых нулевых зонах и в специальных выемках на глинистое грунтовое основание укладывался нетканый геотекстиль. После чего распределялся слой щебня, который в свою очередь накрывается еще одним слоем геотекстиля. И только потом осуществляется отсыпка грунта. К примеру, на автомагистрали МКАД-Кашира было применено решение, основным функционалом которого стали пластиковые дренажные трубы, обрамленные термоскрепленным геотекстилем Тайпар.