Петербург
Ямал ждёт инвестиций, а его жители — нового жилья
Богатство России — колоссально. Каждый регион наделён тем или иным достоянием, которое при должном подходе может существенно отражаться на качестве жизни граждан и комфорте городской среды. К примеру, Ямал даёт россиянам электроэнергию, тело и газ, обеспечивая в том числе и другие регионы, а в случае с газом — и другие страны. Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин на открытии Арктического форума заявил, что объем вложений оценивается в 100 миллиардов долларов до 2025 года.
«Очевидно, что дальнейшее развитие и благополучие Арктики возможно только путём сотрудничества и обмена опытом, поэтому мы плодотворно взаимодействуем с научным сообществом. Здесь работают представители различных государств. Уверен, что поддержка друг друга в меняющемся мире пойдет на пользу всем», – сказал Дмитрий Кобылкин.
Строят в ЯНАО действительно много. К примеру, «Северный широтный ход», железная дорога Бованенково-Сабетта, а еще — грузопоток по Северному морскому пути. Правды ради надо отметить, что всё перечисленное отношение к Ямалу имеет лишь географическое, стройки затеяны не региональной властью, а крупнейшими российскими компаниями — Новатэком, Роснефтью, Газпромом и РЖД. Роль Кобылкина и его администрации — обеспечение условий для эффективного ведения работ.
Но с этим не всё так гладко. Достаточно взглянуть на рейтинг наиболее инвестиционно-привлекательных регионов России, подготовленный АСИ, согласно которому Ямал не вошёл в первую двадцатку самых привлекательных регионов. Всё от излишнего административного давления (а где его нет?), снижения активности малого и среднего бизнеса, роста цен, тарифов на коммуналку и тому подобное. Крупным компаниям насолить трудно, а вот поменьше — можно.
Регион — богат, чего уж там. Средняя зарплата в Ямало-Ненецком автономном округе — 59 тысяч рублей, выше только в Москве. Продолжительность жизни — 72 года. Детская смертность — 5,4 ребенка на 1000 новорожденных, что ниже общероссийского показателя в 6 случаев. Уровень безработицы — 2,2% от экономически активного населения. Казалось бы, живи и процветай.
Случаются и трудности. Пожары — бедствие, которое затронуло многие регионы России. Не обошли они стороной и ЯНАО. Тем более, что деревянные бараки — которых в поселках округа достаточно — горят также хорошо, как и лес. А вот денег на восстановление жилья или переселение у региона отчего-то не так много.
Так, за несколько дней до Арктического форума в Сабетте Дмитрий Кобылкин отправился Губкинский, где встречался с местными жителями: те излагали всё как есть — проблем много, поддержки — мало. А услышали в ответ: «Я что ли ваши дома сжигал!»
Конечно не губернатор дома сжигал. Это — природная стихия. Но хватает ли в бюджете региона денег для реализации программы переселения, для полноценного строительства социальных объектов? То, что есть деньги на компенсации разницы тарифов компании для коммунальных компаний, таких как «Ямалкоммунэнерго» — хорошо известно. За последние пять лет на это ушло 14 миллиардов рублей. Эта история в последние дни активно обсуждалась в прессе, включая федеральной — Лента.ру, «Независимая газета», «Росбалт» и другие написали об этом весьма подробно. Всё — на основании материалов «Первого антикоррупционного СМИ» (ПАСМИ), посвященных жизни в ЯНАО, губернатору Кобылкину и его администрации.
Что и говорить, но даже в Салехарде всё еще достаточно деревянных домов. Да, в городе много строят. Огромные здания из стекла и бетона, пустая и безлюдная набережная, утопающая в бетоне, пыли и песке. К сожалению, тут погибли дети — утонули в реке, и власти обнесли набережную забором. Визуально проект движется медленно, но хорошо осваивается по сметам — пресса пишет о том, что потрачено не меньше 1,7 миллиарда рублей.
Ещё один долгострой — храмовый комплекс. Объект также дорогой — порядка 4,8 миллиарда рублей. Но и тут пока работы далеки от завершения. В центре города, конечно, можно сделать много удачных кадров. Но что же на окраинах? Барачного вида дома без центральной канализации и люди ждущие переселения десятилетиями. Как и во многих региональных центрах, в Салехарде не хватает современных детских садов. В 2017 году должны были открыть 10 садов, открыли три, но красивых. Ямочный ремонт дорог, который не доживает до следующего лета — тоже ничего выдающегося. Капитальный ремонт дорог города стал проводиться лишь с прошлого года, однако не в тех масштабах. Некоторые местные жители уверены, что для того чтобы реально улучшить транспортную схему города и округа, сделать регион доступнее, делается мало.
Зато тут любят красивые объекты: вот — новая стелла на въезде в город, вот знаменитый ресторан на мосту через Шайтанку — с виду красиво, но здание стоит пустое, подсвеченное в темное время суток. Может создаться впечатление, что городские и региональные власти и местные жители живут в ожидании совершенно разного: одни — многомиллиардных дотаций, а другие — нормального жилья и дорог, школ и детских садов. Несомненно, ЯНАО нуждается в развитии транспортной инфраструктуры, доступности, в том числе и авиа — компанией «Ямал» дешевле долететь из Салехарда до Москвы, чем до Нового Уренгоя. Может быть оттого и в рейтинге губернаторов господин Кобылкин потерял несколько позиций?