Свяжитесь с нами

Калининград

Филолог Ахапкин: «Чтобы получить специальные знания, не надо поступать в университет»

Вестник СЗФО. В Калининграде известный российский филолог, доцент кафедры междисциплинарных исследований в сфере языков и литературы, руководитель центра письма и критического мышления Санкт-Петербургского госуниверситета (Санкт-Петербург), кандидат филологических наук Денис Ахапкин 23 января провел в БФУ имени И. Канта мастер-класс для студентов и преподавателей.

imageВыглядело это не как занятие, а просто как живое общение — легко, непосредственно, неформально. Студенты-первокурсники разных факультетов — филологи, психологи, историки — вместе анализировали картину Казимира Малевича «Англичанин в Москве» и стихотворение Владимира Маяковского «Уличное», прокомментировали собкору в Калининграде сегодня, 31 января 2018 года, в БФУ.

Трудно представить еще более странные и еще более сложные произведения. Не всякий специалист сразу поймет, в чем, собственно, состоял замысел авторов, что они хотели сказать миру. Тем не менее, студенты предприняли довольно успешные попытки (разумеется, при помощи преподавателя) разобраться в этом. В итоге им удалось прийти к формированию своего собственного, сугубого индивидуального мнения, о картине и о стихотворении. И мнения эти были разные, как и версии о том, насколько «Англичанин в Москве» и «Уличное» связаны между собой.

Кто-то пришел к выводу, что Малевич сильно повлиял на Маяковского, кто-то высказал убеждение, что все было наоборот, а кто-то и вовсе никакой связи между стихотворением и картиной не обнаружил.

Ближе к истине, пожалуй, оказались первые (во всяком случае, версия о том, что картина Малевича повлияла на Маяковского, когда он писал стихотворение, рассматривается в монографии исследователя Джульетты Степанян), однако, по мнению Дениса Ахапкина, важен не конкретный ответ — тем более, что дать его за полтора часа без предварительной проработки источников невозможно, да и вопрос о взаимовлияниях Маяковского и Малевича остается открытым.

Главное, что студентов удалось увлечь, заставить их думать, анализировать, работать в команде. То есть они попробовали на практике отработать приемы, которые могут оказаться не менее полезными, чем знания в профессиональной сфере.

В интервью коллегам из БФУ Денис Ахапкин рассказал о том, какие знания университет должен давать студентам, чтобы выдержать конкуренцию на рынке образовательных услуг, почему роботы ещё не скоро заменят учителей и какое место займут гуманитарии в эпоху господства искусственного разума.

— Денис Николаевич, как вы оцениваете прошедший мастер-класс?

— Я очень доволен аудиторией. Мне понравились студенты, которые были открыты и готовы принять предложенные правила игры. Кто-то работал более активно, кто-то менее активно, но в целом всё получилось. Подобные мастер-классы я проводил (по-русски и по-английски) во многих городах — в Санкт-Петербурге, Астрахани, Екатеринбурге, Тюмени, в Вильнюсе, Бишкеке — и хочу сказать, что студенты БФУ оказались одними из самых активных и интересных слушателей.

Я хотел, чтобы они ушли от каких-то стереотипов, от автоматизма мышления, чтобы сначала просто рассказали, что они видят на картине, а не пытались сразу делать выводы о том, что всё это значит. Давайте сначала увидим детали, предметы, проговорим всё это, а уже потом будем строить концепции и выдвигать версии. Такой подход, как мне показалось, вызвал у студентов интерес, и это главное. Дальнейшая задача преподавателя состоит в том, чтобы не дать этому интересу погаснуть, не дать студенту потерять мотивацию, заскучать.

— А почему так важно не дать студентам заскучать? Ведь принято считать, что получение образования — это тяжелый труд.

— А потому что мы живем в XXI веке, когда высшие учебные заведения стремительно теряют монополию на рынке образовательных услуг. Мы находимся в ситуации жёсткой конкуренции. Сегодня у студентов есть очень большой выбор дистанционных курсов, в том числе и на русском языке. То есть, для того, чтобы получить именно специальные знания — не надо поступать в университет. Туда нужно поступать, чтобы развить определенные компетенции, например, умение работать в профессиональном сообществе, умение искать и критически оценивать найденную информацию.

Недавно я прочитал в одной из российских он-лайн газет переводную статью о том, что через 15 лет преподавателей полностью заменят роботы. Об этом много говорят сейчас, но мне кажется, что в данном случае у страха глаза велики — и больше, кстати, об этом говорят те, у кого минимальное представление об искусственном интеллекте и точных науках.

Такого, по крайней мере в ближайшем будущем, не произойдет, потому вуз — это не просто место, где люди получают знания, это еще и место, где приобретается очень важный опыт взаимодействия с другими членами коллектива, где прививаются навыки принятия решений, это место, где человек учится нести ответственность за свои решения, учится обосновывать свой выбор, учится выносить суждения о чужих мнениях, текстах и еще массе очень важных вещей, которым не может научить даже самый лучший робот. Поэтому живые (во всех смыслах этого слова) преподаватели еще долго будут востребованы.

— А как насчет других специалистов ? В частности, гуманитариев? Окажутся ли они нужны в мире, где будет развит искусственный интеллект?

В прошлом году Герман Греф во время лекции в БФУ сказал, что уже не склонен брать на работу юристов, потому что искусственный интеллект с их задачами справляется лучше.

— Гуманитарии бывают разными, и большинство из них в этом новом мире, думаю, будут чувствовать себя прекрасно. В том числе и юристы. Во всяком случае те из них, кто окажется способен мыслить нестандартно, кто сможет доносить свои доводы до аудитории, у кого будет хорошо получаться убеждать людей.

У Германа Оскаровича специфические задачи, они как раз хорошо автоматизируются. Тех юристов, которые делают рутинную работу, которые только составляют стандартные документы и оценивают их на соответствие законодательной базе, действительно заменят роботы. Но надо понимать, что искусственный интеллект принимает решения, не учитывая массы тонких факторов — политических, корпоративных и т.д…

Вообще надо сказать, что искусственный интеллект вряд ли добьется в ближайшее время таких успехов, какие ему многие пророчат. Я немного представляю себе ситуацию, поскольку в свое время проучился четыре года в одном из ведущих сейчас университетов в области автоматизации. По нынешним меркам это практически бакалавриат. То есть полный вузовский курс высшей математики, программирования я прошёл.

А уже второе образование у меня филологическое, и лет пять я работал научным сотрудником в Лаборатории информационных лингвистических технологий Института лингвистических исследований РАН, где занимался проблемами автоматического анализа речи, машинного перевода. И именно в этот период я утвердился в мысли, что человек всегда (ну, или еще очень — очень долго) будет сильнее робота в творческих вопросах, в ситуациях языковой и жизненной неоднозначности, где не применим шаблонный подход.

Кроме того, если говорить о гуманитариях, то, по всей видимости, именно они (больше просто некому) будут думать над тем, как снять социальное напряжение, которое может возникнуть после того, как роботы потеснят занимавшихся механическим трудом людей.

И в этой ситуации, повторяю еще раз, перед преподавателями, равно как и перед руководством университетов стоит задача научиться работать так, чтобы давать именно те компетенции и навыки, которые востребованы современной жизнью, работодателями и профессиональными сообществами.

— А как этого добиться практически?

— Надо кардинально менять подходы. У нас очень много дисциплин, к которым мы относимся как к чему-то неизбежному. Ну, вот, например, все студенты должны изучать философию, как в стандартах прописано. Деды наши изучали, отцы изучали, стало быть и нам тоже надо изучать. Кто принимает решение о наполнении этого курса? Философы, у них испокон века это один из основных источников нагрузки. Чем они заполняют этот курс? Тем, чему их учили в свое время — то есть, начинают с досократиков и двигаются дальше по хронологической лестнице.

Я не говорю о лучших, я говорю о некоторой усредненной ситуации. И вот скажите — насколько важно для человека, который не планирует в дальнейшем заниматься философией и преподавать её в университете, знать различия между учениями Анаксагора, Анаксимена, и Анаксимандра? А на экзамене ему придется отвечать на подобные вопросы. Какие навыки создает такого рода курс? По сути, только один навык — слушать и запоминать на некоторое время абсолютно бесполезную для тебя информацию.

Выход состоит в том, что нужно перестраивать программу подобного рода курсов, делать их живыми, междисциплинарными, а главное — интересными, потому что только через интерес, только через искреннюю увлеченность можно привить студенту важные навыки. Не все преподаватели справятся с этой задачей. И те, кто не справится, как раз и станут первыми жертвами этого большого и страшного искусственного интеллекта, о котором мы говорили.

— Какие у вас планы сотрудничества с БФУ?

— Я очень люблю Калининград, первый раз я побывал здесь в 1991 году и с тех пор часто возвращаюсь, мне нравится ваш город и ваш университет. И я буду очень рад, если сотрудничество с ним будет иметь продолжение — о некоторых проектах мы с коллегами уже начали разговор.

Читать
Реклама
Кликнуть для комментария

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 58 = 61

Радио Голос Балтии

Лента новостей

Ленобласть1 час назад

Под Петербургом растет и тлеет новая свалка

В Ленинградской области огражденная территория на Колхозной улице в Старой деревне, где, согласно измененным в середине января 2019 года данным...

Калининград3 часа назад

В Калининграде выясняют обстоятельства смерти двух мужчин, один из которых иностранец

В Калининграде 16 января в полицию поступило сообщение об обнаружении в подвале одного из домов по улице Полковника Ефремова трупа...

Власть3 часа назад

Люди предпенсионного возраста получат право на бесплатную юридическую помощь

В Санкт-Петербурге депутаты городского Законодательного собрания Денис Четырбок и Борис Ивченко предложили включить в перечень лиц, имеющих право на бесплатную...

Елена Винник Елена Винник
Общество4 часа назад

Ведущая «Вечерних новостей» на Первом канале Елена Винник пытается «захватить» программу «Время»

«Нескучной» называет обстановку на Первом канале Телеграм-канал КриминалРу, рассказывая о том, как ведется борьба за место в эфире между телеведущими. СМИ пишет, что в третий...

Страна и мир7 часов назад

В Москве официантка начала встречаться с дворником, которого обвинила в изнасиловании

Как сообщает источник Nation News, 16 января в 10 часов 30 минут в полицию Москвы обратилась девушка 1999 года рождения,...

Страна и мир7 часов назад

«Пушки — последний довод этого короля!»: у Скабеевой объяснили, зачем ВСУ и Порошенко заминировали дамбу на Лугани

На территории Донбасса подконтрольной ВСУ у дамбы на Мироновском водохранилище у реки Лугань нашли некие взрывные устройства, заложенные, предположительно, для того, чтобы...

Страна и мир8 часов назад

Генпрокуратура направила в суд заявление об изъятии в доход государства имущества Шестуна

Генпрокуратура РФ направила в суд заявление об изъятии в пользу государства имущества экс-главы Серпуховского района Подмосковья Александра Шестуна. Об этом...

Страна и мир8 часов назад

«Правильно отметили тренд»: сенатор оценил прогноз Les Echos о новом рекорде торгового баланса РФ

Французские журналисты из деловой газеты Les Echos не исключают установления нового рекорда торгового баланса России. Подобные прогнозы обусловлены тем, что...

Страна и мир8 часов назад

В Пулково прокомментировали отмену международных перелетов авиакомпании «Победа»

Аэропорт Пулково прокомментировал ситуацию, сложившуюся с компанией «Победа», пишет портал iReactor. Напомним, ранее Nation News писало, что авиакомпания «Победа» хочет...

СЗФО9 часов назад

Проводится проверка по факту гибели мужчины от переохлаждения на архипелаге Новая Земля

Вчера днем в поселке Белушья Губа на архипелаге Новая Земля обнаружено тело 65-летнего жителя города Северодвинска, который на протяжении нескольких...

Реклама

Реклама

Самое читаемое

Рейтинг@Mail.ru