Свяжитесь с нами

Образование

Диплом по интернету: заменит ли онлайн-образование аудитории вузов?

Популярность электронного и дистанционного обучения в последние годы набирает стремительные обороты. Не рискуют ли вузы потерять свою нишу на рынке образования на фоне растущего числа различных площадок онлайн-обучения? Какие проблемы существуют в этой сфере, как их преодолеть и к чему приведет дальнейшее развитие онлайн-образования в стране? Разберемся.

image10% рынка – в онлайн. Сегодня актуальность роста рынка онлайн образования в целом не вызывает ни у кого вопросов. Данный тренд уже вышел далеко за пределы модели частного малого бизнеса (онлайн школы) и уже прочно внедрился во все уровни государственной системы образования.

В целом, по данным статистического исследования EdInternational, объем мирового рынка образования достигает 5 трлн долларов, и доля онлайн компоненты пока составляет не так много – 4%. Но, как показало данное исследование, эта доля в последние годы стремительно увеличивается и уже озвучены прогнозы: к 2025 году она достигнет 10%.

В нашей стране доля онлайн образования также набирает свои обороты и имеет тенденции к росту (5% от общего рынка образования к 2025 году). И эта цифра может быть гораздо выше, поскольку данный тренд сейчас находится в стадии своего активного развития.

Тренды интернет-образования. Выделим несколько направлений реализации онлайн-формата высшего образования в нашей стране. В целом, на мой взгляд, мы можем говорить о следующих основных направлениях:

1) Факультеты дистанционного образования при университетах.

Данная опция уже пришлась многим студентам по душе, ведь даже если ты живешь в глубокой провинции, ты можешь получить образование в ведущих вузах страны, если у тебя есть компьютер и доступ в Интернет.

Преимущество данной формы обучения в том, что студент может заниматься онлайн – слушать вебинары преподавателей, выполнять задания и проходить тестирование в специальной электронной системе. Также формат предполагает индивидуальный график прохождения экзаменационных сессий и аттестаций.

2) Массовые открытые онлайн-курсы.

Сегодня, наверное, каждый слышал о таких онлайн-образовательных площадках. Даже многие крупные университеты сейчас разрабатывают свои собственные платформы. Данный вид онлайн-образовательных услуг предполагает обучение на краткосрочных (повышение квалификации, расширение кругозора, формирование узкоспециальных навыков и компетенций) курсах.

Основным плюсом здесь становится возможность для студента заниматься в любое удобное время. Поскольку этот процесс асинхронен, ему не нужно встречаться с преподавателем по расписанию – последний уже загрузил свои видеолекции и задания к ним в систему вплоть до последнего занятия курса. Преимущество и в том, что такие платформы предлагают действительно самые актуальные курсы: они дают основную суть в узком профиле, что позволяет прицельно «прокачать» некий отдельный профессиональный навык.

Как и в предыдущей опции, платформа выдает сертификат об окончании курса, и студент, находясь, например, в Омске, может получить сертификат об окончании курса в Калифорнийском университете. И в этом главный плюс онлайн-технологий – они стирают образовательные границы между странами.

3) Этот тренд я бы назвал интегративным, так как он предполагает некую мультиканальность организации традиционного учебного процесса.

Не загружая читателей заумными методическими терминами а-ля «системы смешанного и перевернутого обучения», в двух словах поясню суть. Сам процесс в данном ключе организован традиционно: студент посещает занятия в университете, и они стоят в расписании, но сам учебный процесс выстроен с применением онлайн-технологий.

Технологии дистанционного обучения могут быть внедрены в процесс организации самостоятельной работы студентов. Это могут быть задания любого типа: от механического заполнения пробелов в текстах до съемки минивидео. Особенно актуально это для изучения иностранных языков, где присутствует очень много возможностей онлайн – сайты с интерактивными упражнениями, онлайн-тренажеры, приложения для изучения слов и отработки грамматики.

Активно сейчас применяются и социальные сети в учебном процессе – многие преподаватели ведут свои обучающие блоги, после прослушанных лекций студенты выполняют задания в соцсетях.

Есть в этой области и не только преимущества. Так, студент, который рассматривает онлайн-формат обучения, прежде должен понять, сможет ли он адекватно спланировать свое время. Ведь этот вариант подходит исключительно хорошо организованным людям, которые не имеют проблем с мотивацией. Поскольку в традиционной системе все-таки присутствует весомая направляющая и контролирующая роль преподавателя, обучаясь в целом самостоятельно, нужно уметь четко распределить свои ресурсы.

Вузы останутся. Следует развенчать опасения многих экспертов, что вузы рискуют потерять свою нишу на фоне растущего числа различных площадок онлайн-обучения. Такого не случится. По крайне мере в ближайшее время. Поскольку наш менталитет с его советским прошлым предполагает наличие системы образования, неотъемлемой частью которой является личный контакт со студентом.

Да и не все специальности могут быть переведены онлайн, так как требуют, например, практической отработки теории в специализированных учебных лабораториях. Здесь же актуальным становится и вопрос социализации, поскольку мы не можем развиваться вне общества. И традиционный университет – это, прежде всего, коммуникация, отличная школа для молодого специалиста, в которой студент видит минимодель своей будущей профессиональной среды.

Что дальше? В завершение хотелось бы сказать несколько слов о перспективах развития электронного обучения.

Выделенные три направления продолжат процветать. И здесь появятся дополнительные возможности: например, сейчас уже начинают использовать чат-боты в обучении. Геймификация (отдельные преподаватели уже используют ее элементами) в дальнейшем станет явно интересным трендом, так как обучение в форме игры и в виртуальной (а в будущем, возможно, и дополненной) реальности, как мне кажется, будет пользоваться успехом у студентов.

Кастомизация образовательного процесса (набирающая актуальность сейчас за рубежом) предполагает по сути подбор индивидуальных тем/навыков/курсов для конкретного студента и выстраивание индивидуального академического маршрута. Она также повлияет и на онлайн-формат.

Однако следует помнить: не все профессии дают возможность полного перехода в электронную среду. И в целом для эффективного функционирования системы образования необходим баланс в использовании классических и инновационных форм работы.

Дмитрий Еныгин, доцент кафедры иностранных языков №1 РЭУ им Г. В. Плеханова, специально для Вестника СЗФО (Калининград).

Читать
Реклама
Кликнуть для комментария

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 1 = 8

Радио Голос Балтии

Лента новостей

Петербург3 часа назад

Бизнес-тренер Алексей Воронин обещает большой заработок, но верить ему не следует

Кто в наше время не хочет стабильно зарабатывать? Многие люди для того, чтобы получить необходимые знания, готовы платить бизнес-тренерам. Алексей...

Власть3 часа назад

В Вологде отпразднуют 25-летие ПАСЗР

В Вологде 14 ноября делегация областной думы из Калининграда во главе с её председателем Мариной Оргеевой примет участие в мероприятиях,...

Калининград3 часа назад

Туристический потенциал Калининградской области представили в Петербурге

В Санкт-Петербурге сегодня, 13 ноября 2019 года, министр по культуре и туризму Калининградской области Андрей Ермак принял участие в работе...

Культура4 часа назад

Одной из основных претенденток на корону «Королевы России» называют Элину Воронцову из Москвы

Со всей страны в столицу съедутся 80 самых красивых девушек России, чтобы принять участие в финальном этапе Национального конкурса красоты...

Здоровье4 часа назад

Петербуржцы, страдающие гемофилией и другими тяжелыми заболеваниями, смогут получать бесплатные лекарства за счет федерального бюджета

В Санкт-Петербурге сегодня, 13 ноября 2019 года, на пленарном заседании Законодательного собрания принят за основу проект закона «О внесении изменения...

Общество4 часа назад

Скоростной стиль вождения выходит из моды

В России количество тех, кто предпочитает агрессивный, скоростной стиль вождения, за год резко снизилось (с 19% до 4%). Количество водителей,...

Калининград6 часов назад

Под Калининградом спасена дубовая роща

В Калининградской области состоялось заседание суда, в ходе которого оспорено право собственности на земельный участок площадью 165,3 гектара. А именно:...

Калининград8 часов назад

Самая дорогая однокомнатная квартира среди регионов СЗФО продается в Калининградской области

В СЗФО первое место с самой высокой стоимостью однокомнатной квартиры на вторичном рынке — 7,9 млн рублей — занимает Калининградская...

Петербург9 часов назад

В День морской пехоты в Петербурге устраивают боксерский турнир «Звезда морского пехотинца»

В Санкт-Петербурге 27 ноября, в День морской пехоты, проведут благотворительный турнир по боксу на Кубок «Звезда морского пехотинца». Мероприятие состоится...

Общество9 часов назад

На сколько компенсация многодетным семьям сокращает ипотеку на «трёшку»

В Москве 3 июля 2019 года президент России подписал федеральный закон №157-ФЗ, согласно которому многодетные семьи получают право на компенсацию...

Реклама

Реклама

Самое читаемое

Рейтинг@Mail.ru