Connect with us

Петербург

Не пора ли лишить нефтяников льгот? Пора!

Российские нефтяные компании из года в год требуют льгот — мол, освоение проектов, необходимо поддерживать рентабельность, да и вообще, качественные запасы снижаются… Словесная эквилибристика и жонглирование цифрами. Однако статистика неумолима: увеличение налоговых льгот для этой категории компаний перестало отражаться на объёме добычи и, как следствие, перестало приносить бюджету дополнительные доходы.

Пиршество — именно так ёмко можно описать последние годы для нефтяников: государство щедро разбрасывало льготы как те семена в почву, рассчитывая получить добрый урожай. Некоторое время это работало, но теперь следует задаться вопросом: а должна ли страна кормить нефтяников? Вопрос далеко не праздный. Ведь надо учитывать, что нефть и газ приносят бюджету до половины всех доходов: в 2018 году нефтегазовые доходы дали 9 триллионов рублей из 19,4 триллиона, заработанных государством. Кажется, это довольно большая цифра. Но если учесть, что рентабельность добычи сырой нефти и природного газа составляет 35,3%, а средняя рентабельность по экономике составляет 12,3%, то доходы от нефти и газа могли бы быть ещё большими.

Простому человеку хорошо известно и без этих данных: добывающие углеводороды субъекты федерации не бедствуют. И уж точно среднестатистический россиянин не согласится с дотированием этого сектора экономики. Пусть уж лучше образование и медицину стимулируют.

oil-pump-jacks-1425456_1280

А между тем, за прошедшее пятилетие наблюдался как рост общего объема льготируемой добычи, так и количества категорий льготируемых месторождений — их уже более десятка. С 2013 года доля преференций для добычи нефти возросла с 26,7% в 2013 году до 49,8% в 2018 году. Простые подсчёты говорят о том, что бюджет недополучил из-за льгот порядка 1,2 триллиона рублей, пишет Forbes.

Нефтяники простят у правительства денег, обосновывая свои хотелки самыми разными причинами. Утверждают, что, мол, запасы истощаются. Но если взглянуть на статистику, то цифры в пух и прах разбивают эти доводы: доказанные запасы нефти растут не только в мире, но и в России. Только за 2018 год этот прирост составил 8,7%. И это не какой-то отдельный всплеск. Нет, это непрерывный процесс. И не мудрено: год от года технологии совершенствуются, геологоразведка становится всё более продвинутой, а добыча — более эффективной.

Ещё один аргумент нефтяников — нестабильные цены на рынках. И тут совсем не удивительно выглядит позиция крупнейших компаний: как только цены растут они молчком молчат, а когда цены падают — мгновенно требуют понижения налогов и льгот.

Теперь вот об Арктике заговорили… Хотя добыча в этом сложном регионе без всяких льгот за шесть лет выросла в полтора раза. Нефтяники требуют льгот по налогу на прибыль и вычеты из отчислений в страховые фонды, по налогу на имущество, земельному налогу, а также ряд других преференций. Однако данные Минфина свидетельствуют, что несмотря на все льготы суммарный объём добычи нефти за последние пять лет топчется вокруг отметки в 490 миллионов тонн в год. А более чем двукратное увеличение предоставляемых нефтяным компаниям льгот не привело к сопоставимому росту инвестиций в добычу, которые в период с 2014 до 2018 год выросли лишь немного выше 350 миллиардов рублей или на 33%. В то же время рост денежного потока в целом по отрасли с 2014 до 2018 года составил более 2 триллионов рублей: с 1,8 до 3,9 триллиона рублей.

Разумеется, лоббизм — одно из главных орудий нефтяных компаний. Этот инструмент используется весьма умелыми руками. К примеру, в августе 2019 года льготы были предоставлены для Приобского месторождения. Для работающей на этом месторождении «Роснефти» предусмотрен десятилетний вычет по НДПИ на 46 миллиардов рублей в год. А для «Газпром нефти» — такой же вычет на 13,5 миллиарда рублей в год с 2020 года. За это компании обещают инвестировать в бурение на Приобском месторождении, чтобы остановить резкое падение добычи.

К счастью, глава Минфина Антон Силуанов не так уж прост, а потому сумел противостоять наиболее радикальным планам по бессрочному освобождению от уплаты НДПИ новых месторождений на шельфе северных морей. Удалось и изменить сам смысл предоставления льгот. Теперь это преференции только в обмен на разработку новых месторождений, а за остальное придется заплатить налоги.

Что до Арктики, то сошлись на том, что арктические проекты будут отнесены к новой, пятой категории при начислении налога на дополнительный доход (НДД), а ставка НДПИ будет обнулена лишь на первые 12 лет добычи. Следующие пять лет будет действовать переходный период, во время которого ставка НДПИ будет расти от 0 до 100%.

Минфин занял довольно жёсткую позицию и по другим проектам. К примеру, даже льготы по приобскому месторождению должны сопровождаться компенсацией выпадающих доходов бюджета.

К слову, помимо нефти есть ещё и газ. В случае с нефтяными компаниями — попутный газ. Ставка для него нулевая, хотя в министерстве финансов отмечают, что это полезное ископаемое, которые в ближайшее время должна начать облагаться налогом. Минфин настаивает на компенсации только тех доходов, которые по текущему бюджетному правилу поступают в бюджет и используются на текущие расходы.

Тема льгот для большого бизнеса — очень острая, порождающая у общества множество справедливых вопросом. И, конечно, сама система требует пересмотра. Во-первых, потому если двигаться по текущей колее, то мы к 2024 году придёт к тому, что доля льготируемой добычи достигнет отметки в 67,5%, а к 2036 — к 90%. Это недопустимо. Последние годы доказали, что увеличение льгот не приводит к сущностному росту добычи, а вот к падению объёмом доходов бюджета от нефтяного сектора — уже привело. Они сократились до 5,7% ВВП в 2019 году. К 2024 году сократятся до 3,8%, а к 2036 году — и вовсе составят 2%. Чтобы это компенсировать — сохранить расходы бюджета на стабильном уровне — придётся увеличить налоговую нагрузку на другие отрасли. И довольно существенно — на 1,6 п.п. ВВП. Иными словами, все остальные производители товаров и услуг должны будут внести в бюджет дополнительно более 1,7 триллиона рублей в год в ценах 2019 года.

Что такое 1,7 триллиона рублей? Это, к примеру, два объёма финансирования нацпроекта «Образование» по 784,5 миллиарда рублей каждый. Или весь бюджет нацпроекта «Здравоохранение» до 2024 года. Словом, деньги колоссальные.

Очевидно, нефтяные компании вполне могут работать и без всяких льгот. Именно так происходило в нулевые, когда обеспечивался отраслевой прирост в 7-8% годовых. Сегодня при масштабном увеличении поддержки со стороны правительства рост отрасли уменьшился до скромных 1,6% в год. Нефтяной отрасли пора заново учиться развиваться самостоятельно.

Кликнуть для комментирования

Оставить реплику

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 10 = 20

Радио Голос Балтии

Лента новостей

Криминал3 часа назад

Грибник обнаружил в лесу под Петербургом труп со связанными руками

В Ленинградской области – в окрестности дачного поселка в Приозерском районе — 10 августа грибник обнаружил труп со связанными руками....

Петербург4 часа назад

Жителей Невского района Петербурга пугает соседство со свалкой химических отходов

В Санкт-Петербурге на крупной несанкционированной свалке неподалеку от пересечения Дальневосточного проспекта и улицы Коллонтай в Невском районе обнаружены химические отходы...

Калининград5 часов назад

В Калининграде задержана партия московских сливок, поступивших из Ленинградской области

В Калининградской области в ПКВП «МАПП Советск» специалисты управления Россельхознадзора выявили нарушение ветеринарных требований при ввозе из Ленинградской области 720...

Петербург1 день назад

«Ксеньевский прииск» не намерен продавать свой золотой запас за рубеж

Цена золота бьёт исторические рекорды, подтверждая тем самым тезис о том, что золото — тихая гавань в неспокойные для мировой...

Петербург1 день назад

«Картофельные» бунты

Телеграмм-канал «Мейстер» отмечает, что вряд ли бунты, проходящие в Белоруссии, увенчаются успехом. У нынешних протестов нет внятного лидера, а Тихановская...

Advertisement

Самое читаемое

Рейтинг@Mail.ru