СЗФО
Российские женщины хотят управлять КамАЗами и работать матросами
В России расширение списка не только разрешенных, но интересующих женщин профессий — логичный процесс, который объясняется рядом причин: технологии совершенствуются, производство становятся более безопасными, роботизация делает труд легче.
Нехватка кандидатов также мотивирует как работодателей, так и законодателей расширять профессиональные границы для женщин, чтобы хоть как-то решить проблему нехватки кадров, которая в ближайшие годы скорее всего только усугубится.
Эксперты выяснили, насколько сильно различаются профессиональные интересы мужчин и женщин в 2023 году.
По новому списку женщинам разрешили работать водителями грузовых автомобилей, например, самосвалами и КамАЗами, трактористами, водителями и автобусов с числом более 14 мест для пассажиров, машинистами поездов, кварцедувами. Между тем, аналитика рынка труда показывает, пока что женщины России, как правило, интересуются профессиями без гендерного фактора и пока что преимущественно не из недавно разрешенных сфер, прокомментировали в Калининграде сегодня, 7 марта 2023 года, собкору Вестника СЗФО в компании HeadHunter, проведшей исследование.
Сравнительный анализ профессиональных предпочтений мужчин и женщин в России показывает, что женщин больше интересуют профессии менеджера по продажам (10% резюме или 275 000 россиянок разместили в одном из специализированных интернет-сервисов резюме именно с такой профессией), администратора (10%) и продавца (6%). Мужчины интересуются, как правило, профессией водителя (8% резюме), менеджера по продажам (7%) и программиста (5%).
Что же касается профессий, которые стали доступны женщинам совсем недавно, то спрос на них есть, но пока крайне низкий. Так, чуть более двух десятков женщин с начала года разместили резюме по профессии водитель КамАЗа. Имеется 30 резюме от соискательниц на места водителей самосвалов. Интересуются россиянки и профессией тракториста, но тоже пока не значительно: чуть более 50 резюме с начала года. Из недавно разрешенных профессий наиболее популярны у дам профессия водителя автобуса, машиниста электропоезда, а также матроса.
— Между тем, практика показывает, что женщины могут и утраиваются на ту или иную пока специальность, которая ещё входит в перечень недоступных. При этом для того, чтобы «прикрыть» себя работодатели могут официально женщин оформлять по разрешенной специальности, например, уборщицей, гардеробщицей или работником столовой. Проблема в том, что в таких случаях женщины не получают гарантированных льгот, выплаты и компенсации, которые положены при работе на производстве. Также не начисляется производственный стаж и пенсия. Как правило, такие ситуации возникают в небольших производственных городах, где кандидатов мало, есть кадровый дефицит, и работодатели выкручиваются как могут. Понять, каков процент женщин трудящихся таким способом в России сложно, потому что вроде бы они оформлены официально, но в статистику по основной профессии не попадают, — прокомментировала эксперт Мария Бузунова.