Здоровье
В деле экс-министра здравоохранения Омской области Ирины Солдатовой не обнаружили ущерба
В Омске в уголовном деле бывшего министра здравоохранения Омской области Ирины Солдатовой, обвиняемой в превышении полномочий при закупках медицинского оборудования в пандемию коронавируса, обнаружились многочисленные нестыковки.
Как полагают правоведы, это обстоятельство позволяет защите экс-чиновницы добиваться закрытия (прекращения) дела по причине отсутствия состава преступления.
В ситуации подробно разобрались наши коллеги (читать здесь), так что излишне повторять пройденное. Однако ряд принципиальных моментов в этой неоднозначной истории обращает на себя внимание.
Солдатову обвиняют в медзакупках по завышенной цене. Однако, как считает защита, выводы по материалам проверки областного управления федерального казначейства, на которых зиждется обвинение, недостоверны, не учитывают скачок цен, сделаны неквалифицированным экспертом.
Адвокаты утверждают, что в деле нет ущерба, и по этой причине не может быть уголовного преследования. Проведенная следствием экспертиза некомпетентна и предвзята по многим основаниям.
20 марта 2020 года Минфин РФ, МЧС и ФАС выступили с совместным заявлением, которым в пандемию де-факто отменены конкурсные процедуры при государственных закупках. Системе здравоохранения фактически разрешили приобретать товары и услуги у «единственного поставщика».
Минздрав Омской области под руководством министра Солдатовой согласно закону произвёл запрос коммерческих предложений у поставщиков. Оборудование приобретено по среднерыночным в то время ценам, которые выросли в период первой волны пандемии. В конце 2020 года, когда больницы обеспечили всем необходимым, цены, конечно, разнились по сравнению с теми, что были в момент закупок. Но так и ложка хороша к обеду.
При этом Солдатова — единственная обвиняемая по делу. Второй фигурант — в статусе подозреваемого, иных лиц в деле нет. Отсюда непонятно, о какой «группе лиц», якобы совершивших преступление, утверждают следственные органы.
Экспертиза, заказанная стороной защиты, пришла к выводу о том, что 93 процента закупок министерства здравоохранения Омской области для противодействия распространению коронавируса на момент подписания контрактов вполне соответствовали средним рыночным, а 85 процентов — на самом деле, ниже среднерыночной стоимости.
При этом сумма, которую вменяют Солдатовой как ущерб, до сих пор не оплачена Минздравом поставщику. В деле разбирается Арбитражный суд Омской области. Привлечение третьим лицом в арбитражное разбирательство Солдатовой, как считают юристы, позволит ей реализовать право на защиту.
Тем более, что интерес к её делу проявили в Государственной Думе. Зампредседателя комитета по вопросам семьи, женщин и детей Оксана Пушкина прямо сказала, что она будет «внимательно следить за развитием событий» в Омске:
— У каждого гражданина имеется право на защиту… Омская область не должна стать исключением.