Калининград
Академик Щербаков – об автомобиле будущего
В Москве доктор экономических наук, академик Российской Академии естественных наук (РАЕН), организатор первого в России контрактного производства автомобилей (компания «Автотор» в Калининграде) Владимир Щербаков дал развёрнутое интервью правительственной «Российской газете».
И оно, в своём роде, стало событием дня, обращающим на себя внимание как специалистов отрасли, так и автолюбителей. Прежде всего, честностью и глубочайшим уровнем компетентности.
Отвечая на вопрос о потенциале страны в создании «собственного автомобиля», Владимир Иванович сказал, что пока перспектива российского автомобиля мирового класса (создавать что-то ниже уровнем нет смысла) не просматривается. Aurus в этом смысле – не пример, поскольку «заточен» на штучное производство.
Как отметил собеседник, проектирование и производство современного автомобиля обеспечено от 15 тысяч до 20 тысяч патентов, множеством «ноу-хау», от 20 тысяч до 25 тысяч деталей и узлов, более одной тысячи самых разнообразных материалов. Вкупе с созданием производства проект, как минимум, обойдётся не менее чем в 30 миллиардов долларов.
Академик Щербаков убеждён в необходимости создания в России корпорации независимых производителей автокомпонентов, изготавливающих их для всех основных потребителей.
Российский авторынок относительно невелик. Имеется ли уверенность в экспорте? Проблема кроется в том, впустят ли российские автомобили, к примеру, в Европу. Достаточно вспомнить ситуацию со «Спутником V».
— Автомобили российского производства могут иметь серьёзные барьеры для входа на рынок. Делать ставку на большой экспорт в развитые страны — очень рискованно. Рассчитываем, прежде всего, на рынок ряда стран бывшего СССР, Африку, Кубу. В любом варианте должна быть интеллектуальная собственность и глубокая локализация — над этим сейчас в первую очередь работаем, — сообщил академик Щербаков.
По его словам, «Автотор» выбрал путь подготовки к производству нового глубоко локализованного электромобиля совместно с традиционными партнёрами. С этой целью создан научно-внедренческий центр электромобилей, стартовало строительство технопарка из семи головных предприятий. На 2023 год планируется выпуск «пилотной» партии глубоколокализованных электроавтомобилей, а также нескольких моделей газомоторных автомобилей и, возможно, на водородном топливе. В этом ряду — перспективные контакты с «Газпромом» и с «Росатомом», которые готовы производить топливные элементы, далеко продвинувшись в этом вопросе.
Металлический кузов автомобилей — прошлый век, что скажете относительно композитным материалов? – вопросил у г-на Щербакова интервьюер.
— Работаем над их развитием для практического применения с очень серьезными зарубежными компаниями. Приступаем к сотрудничеству российскими, включая Московским политех и Балтийский университет имени Канта в Калининграде. Проект очень перспективен и интересен.
Как сообщил собеседник, наработки воплотят в 2023 году в «пилотной» партии автомобилей в трёх вариантах двигателей: электрический, газомоторный, водородный.
Основания для этого имеются: правительство РФ утвердило концепцию развития электромобилей на 10 лет вперёд. Концепция не полная и всё же отвечает на многие вопросы.
— Мы можем и обязаны создать современный автомобиль на газомоторном и водородном топливе. Готовятся нацпрограммы по этому направлению. Целиком поддерживаю эту идею. «Автотор» это направление также развивает. Выпустили первые партии коммерческих автомобилей на газомоторном топливе. Продолжим эту работу и увеличим выпуск таких автомобилей к 2023 году в разы, — отметил Владимир Щербаков.
Производство компонентов — новые для России технологии? Ответ: все производители в России от 25 до 60 процентов компонентов приобретают за границей. Отечественные производители недостаточно знакомы с передовыми зарубежными наработками. Продолжение сотрудничества с устоявшимися партнёрами повышает собственный потенциал производства электромобилей. Цель состоит в том, чтобы выйти на 75% локализации.