Калининград
Ученый из Петербурга — в БФУ: "Манипулировать человеком в интернет-пространстве довольно легко"
В Калининграде БФУ имени И. Канта посетил известный российский социолог и политолог, доктор социологических наук, профессор СПбГУ (Санкт-Петербург), заведующий кафедрой связей с общественностью в бизнесе Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций, автор множества монографий, учебников и научных статей Дмитрий Гавра.
Об этом в Калининграде сегодня, 10 ноября 2017 года, сообщил БФУ, как там водится, не указав дату события. Гавра дал интервью коллегам из университета.
— Дмитрий Петрович, как строится ваше сотрудничество с университетом? Каковы планы совместной работы?
— Сотрудничество с БФУ имени Канта развивается очень плодотворно. Оно началось примерно десять лет назад, когда мы с преподавателями вуза вырабатывали некоторую модель внедрения коммуникационной составляющей в образовательные процессы. У истоков этого сотрудничества стояла первый проректор Ирина Юрьевна Кукса.
И теперь программы, по которым учатся студенты гуманитарных, социально-гуманитарных специальностей-психологи, историки, журналисты, филологи и так далее — имеют коммуникационные модули. Мне кажется это очень важным и перспективным направлением. И я уверен, что по этому пути должны идти и другие российские университеты. В информационном обществе без коммуникативных навыков сегодня не обойтись.
Если говорить о перспективе сотрудничества, то оно, как и прежде, будет касаться главным образом подготовки специалистов по направлениям «Журналистика», «Связи с общественностью и реклама». И учитывая тот факт, что Санкт-Петербургский университет, который я представляю, является головным по подготовке новых государственных образовательных стандартов и Проектов образовательных программ в рамках Учебно-методического совета при Министерстве образования, мы будем передавать БФУ самые передовые, самые новые методические решения и разработки. Таким образом университет имеет все шансы совершить прорыв в области коммуникационных специальностей.
В общем, магистральные линии сотрудничества на ближайшие годы просматриваются весьма четко.
— Почему так важны коммуникационные навыки в современном мире?
— Ну это же понятно! Сегодня, я имею в виду в 21-м веке, коммуникации вместе с отраслями медико-биологической сферы — это то же самое, чем были нефть и газ в 20-м веке. Эта область, которая генерирует значительную часть прибыли. Она является топливом для политических и экономических механизмов, там самая большая прибавочная стоимость.
Ведь такие вещи как, условно говоря, биткоин, как система экономических деривативов, пресловутый блокчейн, политические технологии — все это тесно связано с коммуникативной средой. И инструменты воздействия на эту среду обязательно должны быть в арсенале менеджера , политика, специалиста по управлению и так далее.
— А как влияют на коммуникационную среду социальные сети?
— Коммуникация в самом общем виде — это социальное взаимодействие, опосредованное знаками и системами кодирования и декодирования.
И социальные её не меняют никак. Они меняют формат доставки, меняют аудиторию, поскольку влияют на реализацию самого главного ресурса человека — времени. Люди все больше и больше времени находятся, что называется, онлайн и все меньше реализуют себя в офлайн. И это дает элитам новые инструменты манипулирования, управления, монетизации (в том числе и политической), о которых аудитория особо не подозревает или, во всяком случае, не всегда о них задумывается.
Любой блогер десятититысячник и тем более — миллионник, по сути дела, эксплуатирует внимание своей аудитории и может это внимание продавать. Это классический пример эксплуатации. Причем эксплуатации, которая реализуется на неосознаваемом уровне.
— Но ведь бытует мнение, что на просторах глобальной сети человек, как всадник в поле, — им не так-то легко манипулировать. Он может «скакать», куда захочет.
— По поводу интернета существует две основных точки зрения. Согласно одной — это большая помойка, согласно другой — пространство свободы.
И то, и другое мнение представляется, скажем вежливо, перегибом. Человек, как это ни печально, довольно ограничен в разнообразии своих интересов, пристрастий — как потребительских, так и политических. Большинство людей при всей свободе выбора, как правило, имеют 8-12 базовых источников информации и, находясь в фейсбуке или в твиттере, редко заходят на странички тех, кто придерживается противоположных взглядов. Либерал не пойдет на коммуникативную площадку, например, к коммунистам. Зачем? Его там обругают и забанят. Тоже самое произойдет с коммунистом, если он зайдет к либералам. Пользователи сетей живут в своих мирах, и миры эти редко пересекаются. Это давно доказано эмпирически.
— А Федор Достоевский устами одного из своих героев из романа «Братья Карамазовы» говорил : «Широк человек, я бы сузил»…
— Человек Достоевского широк. Это правда. Но как потребитель информации, как коммуникационный субъект широк он не особенно. Протопчет тропинки в сетях и дальше ходит только по ним. Big data говорит нам об этом со всей очевидностью. Потребительские и идеологические профили любого из нас просчитываются довольно легко, поскольку мы сами, часто без какого бы ни было принуждения, ограничиваем свое коммуникативное поле. А это значит, что манипулировать человеком в интернет-пространстве довольно легко. И это не о пресловутых «русских хакерах». Это о нас самих. Обычных гражданах «страны интернет».